Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Принципы организации безналичных расчётов

Безналичный платежный оборот в стране организуется а основе определенных принципов. Соблюдение принципов совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», положение о чеках, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от Об. 11.1929, положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341, Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», положение Центрального банка РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение о безналичных расчетах).

Главный регулирующий орган платежной системы — Центральный банк РФ (далее — Банк России). Согласно Закону о Банке России среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены следующие обязанности: установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов и координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Первый принцип организации безналичных расчетов — правовой режим осуществления расчетов и платежей. Он обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные (разд. 2 ГК РФ) и обязательственные (разд. 3,4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе.

Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой для последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), а также нормативных ак-; тов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

Второй принцип — осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов.

Безналичные расчеты ведутся юридическими или физичесними лицами через банк, в котором им открыт соответству-шрщий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор об обслуживании — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также Положением о безналичных расчетах.

Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. На практике это приводит к негативным моментам.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей — третий принцип. Соблюдение этого принципа — залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления и списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств:недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на вании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей, а также безак-пного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и услуги железнодорожного транспорта.

Пятый принцип — срочность платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное вы-лнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства производство товаров, оказание услуг должны возмещать-за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кризису.

Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа, нцип срочности относится не только ко времени оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по ведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах едиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения, азделяется на предварительный, текущий, последующий, енний и внешний. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 1б Федерального закона от 21Л1.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете - публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные ества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков (сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений), так и для клиента (финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств).

Седьмой принцип — имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий — тесно связан с принципом взаимного контроля участников расчетов. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение-обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).


Занимались ограждением участка и хотели купить профнастил с доставкой.. Нашли в вашем магазине. Спасибо за оперативный ответ и доставку товара. Будем заказывать еще.

Статьи, интервью, публикации