Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

ИНВЕСТИЦИИ В ОПК — ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ РОССИИ

В последнее время в работе крупнейших предприятий ОПК, а также их основных контрагентов происходят серьезные изменения. Очевидно, что частный капитал не может в достаточных объемах финансировать "оборонку", хотя отдельные проекты им осуществляются. С другой стороны, качество госуправления на тех предприятиях, которые во многом работают по старинке, игнорируя рыночные реалии, в ряде случаев можно считать недостаточным. Совершенно очевидно, что такой важной для государства отрасли, как ОПК, необходим механизм трансформации, который как затронет инфраструктуру, так и создаст новые формы сотрудничества государства и частного капитала.

На данный момент государственный регистр оборонных заводов включает около 590 государственных унитарных предприятий и порядка 430 акционерных обществ. Сегодня многие из них с трудом функционируют, при этом десятки находятся в критическом финансовом состоянии. Причем далеко не всегда это происходи* по причине недостаточного качества или устаревания выпускаемой продукции. Одни фактически утратили прежние связи со своими поставщиками и партнерами по сбыту, другие конкурируют между собой, в то время как согласованные действия и кооперация принесли бы гораздо больше прибыли и создали потенциал для роста.

В настоящее время один из наиболее логичных выходов из сложившегося положения - объединение компаний (как крупных, так и мелких) в большие интегрированные структуры. Это могут быть концерны, холдинги полного цикла, осуществляющие выпуск продукции двойного назначения - военного и гражданского. Такие шаги позволят более эффективно распределять государственные финансовые потоки, осуществить, где это необходимо, структурную перестройку, наладить выпуск более востребованной продукции. С другой стороны, взаимоотношения с частным капиталом и менеджментом станут более прозрачными и эффективными для всех участвующих сторон.

На практике правительство уже подготовило концепцию реформирования ОПК которая предусматривает завершить основной этап создания интегрированных структур к 2010 году. Соответственно, определять дальнейшее развитие всей отрасли будут именно крупными корпорациями. Планируется, что в их состав войдут не только сами промышленные предприятия, но также и ведущие исследовательские институты, которые получат статус государственных научных центров. Это позволит нарастить объемы инвестиций в НИОКР а также повысить финансовую отдачу от них.

На первом этапе предполагается создания около 45 объединений, которые в дальнейшем, вероятно, преобразуются в еще более крупные структуры. R рамках реализации государственных инициатив в этом направлении был предпринят ряд шагов по административному реформированию. Следует отметить образование Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации, которая была создана указом президента РФ в целях реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам а также военно-технического обеспечения обороны страны.

Пока рано говорить о том, что реформирование структуры управления ОПК завершено. Кроме того, реформа ОПК связана также с реформированием других отраслей экономики и социальной жизни. Это прежде всего реформа жилищного хозяйства, пенсионная реформа и реформа здравоохранения.

Хотя процесс реформирования ОПК начался не так давно, определенные результаты и практические наработки в этой сфере уже есть. Так. эффективность разработанной стратегии доказал достаточно успешно функционирующий концерн "Алмаз-Антей" который объединил предприятия, специализирующиеся на разработке и производстве средств противоракетной обороны.

Среди тех отраслей, которые подвигли правительство к нынешней реформе едва ли не первое место занимала авиационная промышленность - эксперты уже давно выражали обеспокоенность относительно текущего состояния отечественного авиастроения. В итоге в конце февраля президент РФ подписал указ о создании Объединенной авиационной корпорации (OAK). Примечательно, что к идее создания авиастроительного объединения руководители крупнейших авиастроительных компаний относятся с пониманием, несмотря на всю сложность объединения структур с различными формами собственности. При этом все осознают необходимость объединения предприятий в холдинг для повышения конкурентоспособности российского авиапрома.

Предполагается, что в состав OAK войдут ведущие разработчики и производители военной и гражданской авиатехники. Не останутся в стороне и лизинговые компании, работающие в данной сфере, что позволит эффективнее подходить к вопросам сбыта продукции. Согласно принятым документам, новая корпорация займется всем комплексом работ, связанных как с военной, так и с гражданской авиационном техникой, в том числе расширением модельного ряда, производством ремонтом и утилизацией. За счет укрепления позиций на рынке, по прогнозам Мин-промэнерго. OAK за 10 лет должна увеличить выпуск продукции в 2,5 раза и в конечном итоге войти в пятерку ведущих мировых игроков.

Не меньшее внимание уделяют власти и автомобилестроению, хотя здесь создание холдинга - это. скорее, вопрос перспективы. Тем не менее первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, недавно ФГУП "Рособоронэкспорт" возглавило "АвтоВАЗ". Не исключено, что к этой структуре присоединятся другие крупные автопроизводители страны.

Эксперты считают что со временем в состав нового объединения могут войти также и металлургические компании, например, титановый холдинг "ВСМПО-Ависма". Если создание новой структуры будет осуществляться в соответствии с намеченными планами, то в результате она вполне сможет эффективно конкурировать с иностранными производителями автомобилей, в особенности если учесть, что отечественные предприятия являющиеся ее потенциальными участниками, охватывают все основные ниши данного рынка.

Также правительство уже одобрило идею создания укрупненных интегрированных структур в таких ведущих отраслях промышленности, как ракетно-космическая, радиоэлектронная, бронетанковая и ряде других, и в настоящий момент начинается формирование необходимой для этого законодательной базы.

Сегодня на первый план вышла проблема создания интегрированных структур в судостроительной промышленности. В частности, этой теме посвящено заседание правительства РФ в мае этого года. Наиболее сложной проблемой, на наш взгляд, является выработка алгоритма объединения судостроительных заводов с различной формой собственности - государственной, смешанной и частной - в единый холдинг. Создается впечатление, что Роспромом еще до конца не найдена четкая схема такого объединения.

ЗАО АКБ "МИБ" находится в числе банков, имеющих необходимый опыт работы с предприятиями ОПК. Так. в частности, на протяжении нескольких лет банк выступает главным инвестором и кредитором предприятий, входящих в ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения" (КСМК).

Что касается нашего видения интеграции в рамках государственно-частного партнерства при создании судостроительных холдингов, то мы считаем, что у государства в нем будет 51% акций, остальные 49% могут быть сформированы за счет пропорциональных долей судостроительных заводов и предприятий.

Особое значение в процессе создания холдингов приобретают вопросы финансирования. Ключевую роль здесь играет госооборонзаказ, однако не меньшее значение будут иметь частный капитал и коммерческие банки, причем по нескольким причинам.

Так, во-первых, многие крупные проекты далеко не всегда финансируются с помощью предоплаты. Очевидно, что предприятия, не обладающие достаточным объемом собственных средств, вынуждены будут брать кредиты. При этом, чтобы получить достаточно большую ссуду, заводам необходимо достигнуть определенного уровня рентабельности, что не всегда возможно в силу специфики их деятельности. В этом случае коммерческие банки как раз и могут покрыть возникающий временной разрыв, в том числе с помощью кредитования и факторинговых операций.

Во-вторых, существует и такая проблема, как финансирование различных стадий производства и длительного производственного цикла: нередко сложности возникают на самых первых этапах работы, когда необходимо осуществлять научные разработки и почти невозможно прогнозировать предполагаемые расходы.

Девиз ЗАО АКБ "МИБ" - "Реальный банк для реальной экономики" - означает, что мы в первую очередь обслуживаем проекты, способствующие развитию отечественной экономики. Сегодня компании оборонно-промышленного комплекса нуждаются в финансировании, нередко выходящем за рамки одного банка. Именно поэтому, работая в данном направлении, мы говорим уже не о конкуренции между кредитными организациями, а о кооперации для финансирования крупных проектов. Так. ЗАО АКБ "МИБ" совместно с другими российскими кредитными институтами профинансировало ряд масштабных контрактов, в том числе в сфере ОПК на выгодных для клиентов условиях. Мы хорошо знаем специфику их работы, предоставляем весь необходимый набор услуг - одним словом, говорим с предприятиями ОПК на одном языке.

Статьи, интервью, публикации