Инна Дианова-Клокова
В этой серии статей мы до сих пор говорили о роли банков в архитектуре городов. Сейчас впервые темой нашего рассказа будет роль банкиров в архитектуре города - и это не случайно. Флоренция - город уникальный по своему значению в мировой культуре. Здесь итальянское искусство Возрождения XV-XVI вв. (литература, живопись, скульптура, архитектура) достигло своего наивысшего расцвета и здесь же угасло. Трудно найти на планете второй такой город, чьи улицы столь плотно застроены шедеврами архитектуры, а на площадях и в музеях можно увидеть столько уникальных творений скульптуры и живописи.
А создано это великолепие было при непосредственном участии флорентийских банкиров XIV-XVI вв. Они обессмертили свои имена, все эти богатейшие семейства, не жалевшие денег на украшение и прославление родного города, о чем заботились не меньше, чем о своей собственной славе. Приобщившись к высокой образованности и будучи истинными патриотами, банкиры и деловые люди Флоренции вкладывали огромные средства в создание шедевров искусства, а иногда и сами участвовали в творческом процессе. При своих дворцах флорентийские банкиры создавали школы ваяния и живописи. Сюда выписывались самые известные мастера для создания шедевров во славу города и его правителей. Многие выдающиеся памятники архитектуры, живописи, скульптуры, ныне являющиеся своего рода визитной карточкой Флоренции, создавались как семейные церкви банкиров, дворцы банкиров, портреты банкиров, гробницы банкиров…
И вместе с Джотто, Бруннелески, Мазаччо, Донателло, Ботичелли, Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи мы вспоминаем банкиров-меценатов Медичи, Пацци, Строцци, Питти, Ручеллаи, по заказу и на средства которых создавались шедевры. А собственно банковская деятельность этих деловых людей проходила где-то рядом, в зданиях, ничем особенно не прославленных, и служила не целью существования, а лишь способом зарабатывания денег на создание высоких культурных ценностей. Купец и банкир первой половины XV в. Джованни Морелли писал в своих «Записках»: «В зрелом возрасте твой разум сможет наслаждаться мудростью, и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное.»
Поэтому неудивительно, что и сегодня во Флоренции, где все пронизано искусством - улицы и площади, дворцы и музеи, дома и мосты, парки и сады, - здания современных банков не выделяются ни своей роскошью, ни архитектурным стилем. Зачастую располагаясь в зданиях перестроенных и не особенно ценных в историко-архитектурном отношении, они служат лишь фоном для восприятия истинных шедевров зодчества, которыми так богаты улицы Флоренции.
Итак, пройдем по улицам этого уникального города, о котором с полным правом можно сказать, что он был создан и прославлен своими банкирами.
В истории короткого расцвета Флоренции город переживал небывалый экономический подъем. Через Флоренцию шли торговые пути между Европой и Востоком. Уже с XII в. жизнь города сосредоточивалась в руках банкиров, купцов и ремесленников, и именно с этого времени начинается славная история флорентийской архитектуры.
Самым древним из существующих зданий является Баптистерий св. Иоанна Крестителя , который до середины XII в. был главной церковью города (флорентийцы почитают Сан Джованни Батиста своим покровителем).
Сегодня рядом с Баптистерием на улице Мартелли можно видеть здание Банка Тосканы, на углу которого сохранилась памятная доска, свидетельствующая, что этот банк здесь существует еще с прошлого века .
В XIII в. монахи-доминиканцы построили церковь Санта Мария Новелла, фасад которой позднее был облицован разноцветным мрамором .
Сегодня рядом с церковью расположен новый городской вокзал, носящий то же название. Внутри него разместился офис банка San Paolo .
Рис. 4. Внутри нового здания вокзала Флоренция-Санта Мария Новелла разместился офис банка San Paolo
А прямо напротив церкви, на площади Объединенной Италии высится отель "Мажестик", где в нижнем этаже находится крупный офис Banca Popolare di Novara .
К XIII в. Флоренция экономически усилилась настолько, что стала чеканить золотые флорины - первую золотую монету в Европе после долгого периода господства серебряных монет. Тогда же окрепли флорентийские ремесленные цехи, их число достигло 21. Своеобразие их заключалось в том, что они стали политическими организациями (ремесел и видов занятий насчитывалось более 80). Цехи делились на семь старших (банкиры, купцы, крупные предприниматели, врачи, нотариусы и пр.), пять средних и девять младших. Экономическая и политическая власть в городе перешла в руки городских кругов, тесно связанных с банковским делом, предпринимательством, ремеслом и торговлей. Правительством Флоренции стала Синьория - совет из девяти человек, семь из которых избирались старшими цехами.
Для Синьории в конце XIII в. начали строить правительственное здание, которое многократно меняло свое название. Сегодня это знаменитое Палаццо Веккио - мощная крепость с башней высотой 94 м. Здание увенчано широким карнизом с зубцами, машикулями, внутренней галереей, скрытой за полукруглыми проемами. Перед палаццо располагается просторная площадь Синьории. Вокруг нее многочисленные банки и пункты обмена валют - ведь одна из самых известных в мире площадей всегда заполнена толпами туристов.
На подходе к площади, на одной из узких улочек, вплотную застроенных жилыми домами эпохи Ренессанса, размещен небольшой офис Банка Тосканы .
В конце XIII в. рядом с Баптистерием было начато строительство нового кафедрального собора, в честь Богородицы названного Санта Мария дель Фьоре. Гигантские размеры и сказочная нарядность собора должны были стать символом богатства и мощи Флоренции, предметом гордости и символом патриотизма флорентийцев. На строительство потребовались огромные суммы, и казначейством городской Коммуны был установлен большой налог с жителей города - и подушный, и подоходный; кроме того, Папа и легат предоставили индульгенции всем, жертвовавшим на это дело. Нигде в мире нет колокольни, хотя бы отдаленно напоминающей колокольню флорентийского собора. Император Карл V сказал, что она похожа на драгоценное ювелирное изделие, которое следует хранить под стеклянным колпаком. Колокольня столь же уникальна, как и Флоренция, и вполне может служить ее символом .
Cтоль же уникальна в те века была роль Флоренции в развитии европейского банковского дела.
На рубеже XIII-XIV вв. во Флоренции еще частично сохранялся старинный уклад жизни, простой и чуждый роскоши. Известно, что семья крупных банкиров и купцов Перуцци, состоявшая из 31 человека (три брата с их женами и детьми), жила в одном доме и имела только двух слуг, расходуя в год около 3 тысяч золотых флоринов. Однако такие семьи доживали свой век, и многие горожане стали проявлять большой интерес к роскоши. Властям даже пришлось принимать меры к ограничению расточительства.
Уже с XIV в. город с полным правом можно было назвать банкиром Европы. В те времена в должниках флорентийских банкиров числились и короли Англии и Франции, и целые города-государства (например, Венеция). В городе сконцентрировались огромные капиталы, накопленные благодаря торгово-ремесленной, посреднической и ростовщической деятельности. Во Флоренцию приезжало по делам так много иностранцев, что к концу XIV в. здесь насчитывалось 622 гостиницы.
Став крупнейшим городом Италии с населением около 100 тыс. человек, Флоренция приобрела огромное влияние в Европе.
Влияние банкиров на развитие Флоренции огромно, по сути дела, уникально. Наивысшего своего расцвета как центр европейского искусства, науки, а также финансов Флоренция достигла во времена правления династии крупных местных банкиров - семьи Медичи.
В первой трети XV в. банкирский дом Медичи стал одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции. Из этого рода происходили правители, кардиналы, папы римские. В прошлом Медичи были лекарями, как можно понять из звучания фамилии. Первый Медичи поселился во Флоренции в начале XIII в. Его сын Аверардо стал основателем банка. Правнук основателя банка, Джованни Биччи, будучи банкиром и гонфалоньером справедливости, был человеком скромным, тихим и очень осмотрительным; с большим вниманием он относился к государственным делам. После смерти его огромное состояние (180 тыс. флоринов, кредиты и недвижимое имущество) перешло к двум сыновьям - старшему Козимо и младшему Лоренцо. Козимо Старший стал проявлять к делам государственным еще больший пыл, чем его отец. Он стремился всех ублаготворить и щедростью завоевать друзей.
Медичи были сильны не только своими деньгами и деловыми связями, но и расчетливым поведением. Они держались просто и стремились привлечь на свою сторону народные низы. Сделавшись фактическим хозяином Флоренции, Козимо старался не вызывать особой неприязни у большинства соотечественников. Его реальная власть была грандиозна, ибо он оказался самым богатым человеком в Европе. Банкирский дом Медичи имел свои филиалы в Риме, Милане, Пизе, Женеве, Авиньоне, Брюгге, Генте, Лондоне и других городах. Богатства Медичи стремительно увеличивались. При Козимо во Флоренции, которую раньше раздирали политические страсти, на полвека наступило относительное спокойствие. В это время особенно активно стали развиваться науки и искусства.
Самым известным правителем Флоренции из семейства Медичи стал Лоренцо Великолепный - внук Козимо Старшего. Человек умный и деятельный, он сочетал политическую трезвость и деловитость с высокой образованностью и любовью к искусству. Палаццо Медичи стал первым ренессансным дворцом в Италии .
Рис. 10. Палаццо Медичи — первый ренессансный дворец во Флоренции
Его стены, нижний ярус которых облицован грубым рустом, были еще стенами крепости. Однако он существенно отличается от крепостей прежних веков продуманными пропорциями, красивым обрамлением окон и дверей, нарядным карнизом третьего этажа (вместо прежних воинственных зубцов и машикулей). Все помещения располагаются вокруг внутреннего двора, окруженного колоннадой изысканных пропорций. С внешней стороны на углу второго этажа - фамильный герб семейства Медичи: шесть шаров-пилюль на гладком фоне (напоминание о профессии предков, занимавшихся врачеванием). В дальнейшем во всей Европе такие шары вплоть до XX в. оставались символом и вывеской ломбардов и лавок ростовщиков. Первый этаж не был жилым, там находились подсобные помещения, окна в которые забраны крепкими металлическими решетками. На третьем этаже располагались жилые комнаты, а на втором - богатые парадные залы и дворцовая капелла, от пола до потолка расписанная фресками. Сегодня рядом с дворцом находятся несколько банков, в частности - Bancо Nazionale del Lavoro.
Главным соперником Козимо Медичи во Флоренции был Лука Питти, мечтавший построить здание, какое еще не было построено ни одним частным гражданином. Однако у семейства Питти не хватило средств на завершение строительства, и их дворец был завершен для семейства Медичи. Сегодня здесь располагается богатейшая художественная галерея .
Рис. 11. Внутренний двор Палаццо Питти — богатой художественной галереи
Напротив дворца, на площади Питти, можно видеть нарядное трехэтажное здание с арочными проемами окон, окруженными рустованным камнем. Это - офис Banca Toscana, главного банка провинции .
Рис. 12. Крупный офис Banca Toscana, главного банка провинции Тоскана, на площади Питти
Шедевром ренессансных дворцов стало Палаццо Строцци. Трехэтажное мощное, но очень элегантное здание сложено целиком из рустованных каменных блоков и увенчано широким римским карнизом. Напротив него на улице Пескьони в перестроенном здании той же эпохи сегодня размещается отделение одного из самых крупных банков Италии - Banca commerciale Italiana .
Рис. 13. Напротив Палаццо Строцци в перестроенном здании находится отделение Banca Сommerciale Italiana
Недалеко, на улице Строцци, в еще одном богатом дворце разместилось отделение Deutsche Bank .
Рис. 14. Отделение Deutsche Bank на улице Строцци
Фамильная церковь Медичи Сан-Лоренцо строилась многими крупными мастерами. Всемирную известность приобрела Капелла Медичи, усыпальница членов семьи, которую построил и украсил скульптурой Микеланджело. В статуях отразилась скорбь и предчувствие черных времен, ожидающих Флоренцию .
Рис. 15. Одна из знаменитейших скульптурных групп Микеланджело - День и Ночь на саркофаге Джулиано Медичи в церкви Сан Лоренцо
Экономическое благоденствие Флоренции не было прочным. Экономика города с его ранними капиталистическими отношениями находилась в тесной зависимости от рынка сбыта и внешних условий. А эти условия менялись - основные торговые пути между Европой и Востоком, проходившие через Италию, стали смещаться с открытием морского пути в Индию и завоеванием турками Константинополя. Англия и Франция запретили экспорт шерсти, и работавшее на привозном сырье шерстобитное производство во Флоренции было сокращено. Городская экономика вступила в период застоя, а деловым людям пришлось перестраиваться. В городе началась безработица. Именно в это время скончался Лоренцо Великолепный - огромная потеря для Флоренции и всей Италии.
Превратности судьбы на какое-то время лишили семью Медичи ее власти во Флоренции. Во времена похода Карла VIII Медичи были изгнаны из города, а их дворец разграблен. Бронзовая статуя Донателло "Юдифь с головой Олоферна", стоящая в Лоджии деи Ланци на Площади Синьории, стала символом победы Флоренции над семейством Медичи. Однако позже, в XVI в., семья Медичи вернулась к власти во Флоренции. Козимо I, правнук младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом тосканским. На площади воздвигли статую Челлини "Персей с головой Медузы", олицетворявшую победу, теперь одержанную уже Медичи над Республикой. Сегодня в ряду тесно сомкнувшихся вокруг площади зданий, типичных для XV-XVI вв., мы видим отделения крупных банков - Banco Toscana и Banco Ambrosiano Veneto .
Рис. 16. Отделения крупных банков - Banco Toscana и Banco Ambrosiano Veneto на Площади Синьории
На территории между Палаццо Веккио и рекой Арно построили два длинных здания Канцелярии или офисов, по-итальянски Уффици; сейчас это богатейший художественный музей мира .
Рис. 17. Галерея Уффицци - художественный музей. На переднем плане - стена Палаццо Веккио и копия скульптуры Давида работы Микеланджело
Пройдя через спад и трудности, во второй половине XVI в. флорентийская экономика смогла оправиться и даже пережила кратковременный подъем благодаря исключительной ловкости своих деловых людей, сумевших использовать временные благоприятные обстоятельства. Великие герцоги тосканские из рода Медичи вели себя как активные дельцы, участвуя в многочисленных доходных торговых операциях и занимаясь банковским делом. Памятник одному из таких герцогов - Фердинанду I, покровительствовавшему развитию торговли во Флоренции, стоит сегодня на площади Аннунциаты перед знаменитым Приютом подкидышей великого Бруннелески .
Рис. 18. На площади Аннунциаты - статуя Фердинанда I, церковь Аннунциаты, Приют подкидышей
В это время в городе шла активная банковская и ростовщическая деятельность, о чем говорит название Банковской улицы .
Рис. 19. Банковская улица во Флоренции ведет к кафедральному собору Санта Мария дель Фьоре
И сегодня так же, как и прежде, в центре города, в зданиях разных эпох расположены многочисленные банки - в богатом доме, перестроенном со времен эпохи Возрождения разместилась Cassa di Risparmio di Firenze , в более современных, но стилизованных под старину постройках - Banca Commerciale Italiana , Banca Toscana, Deutsche Bank .
Рис. 20. Cassa di Risparmio di Firenze
Рис. 21. Офис Banca Commerciale Italiana на улице Санта Мария
Рис. 22. Офис Deutsche Bank на улице Санта Мария
С конца XVI в. как в промышленности, так и в сельском хозяйстве Италии шел медленный спад, который завершился в XVII в. полным упадком экономики. В искусстве произошел поворот от гуманизма (искусства энергичных деловых людей) к маньеризму и вычурности. Угасание города совпало с окончанием правления во Флоренции династии банкирской семьи Медичи. Последняя в роду Анна Мария Луиза Медичи скончалась в 1743 г., завещав Флоренции художественные коллекции Уффици, которые по этой причине навсегда остались в городе.
Потеряв свое значение в мировой экономике, Флоренция не утратила его в мировой культуре. Все последующие столетия город ведет достойное существование, являясь мировым центром культуры, образования, туризма и ремесел.
В статье использованы фотографии автора.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Лучше банка может быть только… брокер!
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.