В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Флоренция: великие имена

Инна Дианова-Клокова

В этой серии статей мы до сих пор говорили о роли банков в архитектуре городов. Сейчас впервые темой нашего рассказа будет роль банкиров в архитектуре города - и это не случайно. Флоренция - город уникальный по своему значению в мировой культуре. Здесь итальянское искусство Возрождения XV-XVI вв. (литература, живопись, скульптура, архитектура) достигло своего наивысшего расцвета и здесь же угасло. Трудно найти на планете второй такой город, чьи улицы столь плотно застроены шедеврами архитектуры, а на площадях и в музеях можно увидеть столько уникальных творений скульптуры и живописи.

А создано это великолепие было при непосредственном участии флорентийских банкиров XIV-XVI вв. Они обессмертили свои имена, все эти богатейшие семейства, не жалевшие денег на украшение и прославление родного города, о чем заботились не меньше, чем о своей собственной славе. Приобщившись к высокой образованности и будучи истинными патриотами, банкиры и деловые люди Флоренции вкладывали огромные средства в создание шедевров искусства, а иногда и сами участвовали в творческом процессе. При своих дворцах флорентийские банкиры создавали школы ваяния и живописи. Сюда выписывались самые известные мастера для создания шедевров во славу города и его правителей. Многие выдающиеся памятники архитектуры, живописи, скульптуры, ныне являющиеся своего рода визитной карточкой Флоренции, создавались как семейные церкви банкиров, дворцы банкиров, портреты банкиров, гробницы банкиров…

И вместе с Джотто, Бруннелески, Мазаччо, Донателло, Ботичелли, Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи мы вспоминаем банкиров-меценатов Медичи, Пацци, Строцци, Питти, Ручеллаи, по заказу и на средства которых создавались шедевры. А собственно банковская деятельность этих деловых людей проходила где-то рядом, в зданиях, ничем особенно не прославленных, и служила не целью существования, а лишь способом зарабатывания денег на создание высоких культурных ценностей. Купец и банкир первой половины XV в. Джованни Морелли писал в своих «Записках»: «В зрелом возрасте твой разум сможет наслаждаться мудростью, и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное.»

Поэтому неудивительно, что и сегодня во Флоренции, где все пронизано искусством - улицы и площади, дворцы и музеи, дома и мосты, парки и сады, - здания современных банков не выделяются ни своей роскошью, ни архитектурным стилем. Зачастую располагаясь в зданиях перестроенных и не особенно ценных в историко-архитектурном отношении, они служат лишь фоном для восприятия истинных шедевров зодчества, которыми так богаты улицы Флоренции.

Итак, пройдем по улицам этого уникального города, о котором с полным правом можно сказать, что он был создан и прославлен своими банкирами.

В истории короткого расцвета Флоренции город переживал небывалый экономический подъем. Через Флоренцию шли торговые пути между Европой и Востоком. Уже с XII в. жизнь города сосредоточивалась в руках банкиров, купцов и ремесленников, и именно с этого времени начинается славная история флорентийской архитектуры.

Самым древним из существующих зданий является Баптистерий св. Иоанна Крестителя , который до середины XII в. был главной церковью города (флорентийцы почитают Сан Джованни Батиста своим покровителем).

Рис. 1. Баптистерий на Соборной площади; видны Райские Врата работы Гиберти. На заднем плане — пятиэтажное здание банка Тосканы

Сегодня рядом с Баптистерием на улице Мартелли можно видеть здание Банка Тосканы, на углу которого сохранилась памятная доска, свидетельствующая, что этот банк здесь существует еще с прошлого века .

Рис. 2. Banco Toscano на улице Мартелли. Угол этого перестроенного здания эпохи Ренессанса украшает мемориальная доска

В XIII в. монахи-доминиканцы построили церковь Санта Мария Новелла, фасад которой позднее был облицован разноцветным мрамором .

Рис. 3. Фасад церкви Санта Мария Новелла был облицован разноцветным мрамором в XV в. архитектором Леоном Батиста Альберти

Сегодня рядом с церковью расположен новый городской вокзал, носящий то же название. Внутри него разместился офис банка San Paolo .

Рис. 4. Внутри нового здания вокзала Флоренция-Санта Мария Новелла разместился офис банка San Paolo

А прямо напротив церкви, на площади Объединенной Италии высится отель "Мажестик", где в нижнем этаже находится крупный офис Banca Popolare di Novara .

Рис. 5. Офис Banca Popolare di Novara, расположенный в новом здании отеля "Мажестик" на площади Объединенной Италии

К XIII в. Флоренция экономически усилилась настолько, что стала чеканить золотые флорины - первую золотую монету в Европе после долгого периода господства серебряных монет. Тогда же окрепли флорентийские ремесленные цехи, их число достигло 21. Своеобразие их заключалось в том, что они стали политическими организациями (ремесел и видов занятий насчитывалось более 80). Цехи делились на семь старших (банкиры, купцы, крупные предприниматели, врачи, нотариусы и пр.), пять средних и девять младших. Экономическая и политическая власть в городе перешла в руки городских кругов, тесно связанных с банковским делом, предпринимательством, ремеслом и торговлей. Правительством Флоренции стала Синьория - совет из девяти человек, семь из которых избирались старшими цехами.

Для Синьории в конце XIII в. начали строить правительственное здание, которое многократно меняло свое название. Сегодня это знаменитое Палаццо Веккио - мощная крепость с башней высотой 94 м. Здание увенчано широким карнизом с зубцами, машикулями, внутренней галереей, скрытой за полукруглыми проемами. Перед палаццо располагается просторная площадь Синьории. Вокруг нее многочисленные банки и пункты обмена валют - ведь одна из самых известных в мире площадей всегда заполнена толпами туристов.

Рис. 6. На площади Синьории

На подходе к площади, на одной из узких улочек, вплотную застроенных жилыми домами эпохи Ренессанса, размещен небольшой офис Банка Тосканы .

Рис. 7. Офис Banca Toscana

В конце XIII в. рядом с Баптистерием было начато строительство нового кафедрального собора, в честь Богородицы названного Санта Мария дель Фьоре. Гигантские размеры и сказочная нарядность собора должны были стать символом богатства и мощи Флоренции, предметом гордости и символом патриотизма флорентийцев. На строительство потребовались огромные суммы, и казначейством городской Коммуны был установлен большой налог с жителей города - и подушный, и подоходный; кроме того, Папа и легат предоставили индульгенции всем, жертвовавшим на это дело. Нигде в мире нет колокольни, хотя бы отдаленно напоминающей колокольню флорентийского собора. Император Карл V сказал, что она похожа на драгоценное ювелирное изделие, которое следует хранить под стеклянным колпаком. Колокольня столь же уникальна, как и Флоренция, и вполне может служить ее символом .

Рис. 8. Фасад собора Санта Мария дель Фьоре только в XIX в. был облицован разноцветным мрамором, сходным с облицовкой колокольни

Cтоль же уникальна в те века была роль Флоренции в развитии европейского банковского дела.

На рубеже XIII-XIV вв. во Флоренции еще частично сохранялся старинный уклад жизни, простой и чуждый роскоши. Известно, что семья крупных банкиров и купцов Перуцци, состоявшая из 31 человека (три брата с их женами и детьми), жила в одном доме и имела только двух слуг, расходуя в год около 3 тысяч золотых флоринов. Однако такие семьи доживали свой век, и многие горожане стали проявлять большой интерес к роскоши. Властям даже пришлось принимать меры к ограничению расточительства.

Уже с XIV в. город с полным правом можно было назвать банкиром Европы. В те времена в должниках флорентийских банкиров числились и короли Англии и Франции, и целые города-государства (например, Венеция). В городе сконцентрировались огромные капиталы, накопленные благодаря торгово-ремесленной, посреднической и ростовщической деятельности. Во Флоренцию приезжало по делам так много иностранцев, что к концу XIV в. здесь насчитывалось 622 гостиницы.

Став крупнейшим городом Италии с населением около 100 тыс. человек, Флоренция приобрела огромное влияние в Европе.

Рис. 9. Панорама Флоренции. Слева направо — купол церкви Сан Лоренцо, Кампаниле, купол собора Санта Мария дель Фьоре, колокольня Палаццо Веккио

Влияние банкиров на развитие Флоренции огромно, по сути дела, уникально. Наивысшего своего расцвета как центр европейского искусства, науки, а также финансов Флоренция достигла во времена правления династии крупных местных банкиров - семьи Медичи.

В первой трети XV в. банкирский дом Медичи стал одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции. Из этого рода происходили правители, кардиналы, папы римские. В прошлом Медичи были лекарями, как можно понять из звучания фамилии. Первый Медичи поселился во Флоренции в начале XIII в. Его сын Аверардо стал основателем банка. Правнук основателя банка, Джованни Биччи, будучи банкиром и гонфалоньером справедливости, был человеком скромным, тихим и очень осмотрительным; с большим вниманием он относился к государственным делам. После смерти его огромное состояние (180 тыс. флоринов, кредиты и недвижимое имущество) перешло к двум сыновьям - старшему Козимо и младшему Лоренцо. Козимо Старший стал проявлять к делам государственным еще больший пыл, чем его отец. Он стремился всех ублаготворить и щедростью завоевать друзей.

Медичи были сильны не только своими деньгами и деловыми связями, но и расчетливым поведением. Они держались просто и стремились привлечь на свою сторону народные низы. Сделавшись фактическим хозяином Флоренции, Козимо старался не вызывать особой неприязни у большинства соотечественников. Его реальная власть была грандиозна, ибо он оказался самым богатым человеком в Европе. Банкирский дом Медичи имел свои филиалы в Риме, Милане, Пизе, Женеве, Авиньоне, Брюгге, Генте, Лондоне и других городах. Богатства Медичи стремительно увеличивались. При Козимо во Флоренции, которую раньше раздирали политические страсти, на полвека наступило относительное спокойствие. В это время особенно активно стали развиваться науки и искусства.

Самым известным правителем Флоренции из семейства Медичи стал Лоренцо Великолепный - внук Козимо Старшего. Человек умный и деятельный, он сочетал политическую трезвость и деловитость с высокой образованностью и любовью к искусству. Палаццо Медичи стал первым ренессансным дворцом в Италии .

Рис. 10. Палаццо Медичи — первый ренессансный дворец во Флоренции

Его стены, нижний ярус которых облицован грубым рустом, были еще стенами крепости. Однако он существенно отличается от крепостей прежних веков продуманными пропорциями, красивым обрамлением окон и дверей, нарядным карнизом третьего этажа (вместо прежних воинственных зубцов и машикулей). Все помещения располагаются вокруг внутреннего двора, окруженного колоннадой изысканных пропорций. С внешней стороны на углу второго этажа - фамильный герб семейства Медичи: шесть шаров-пилюль на гладком фоне (напоминание о профессии предков, занимавшихся врачеванием). В дальнейшем во всей Европе такие шары вплоть до XX в. оставались символом и вывеской ломбардов и лавок ростовщиков. Первый этаж не был жилым, там находились подсобные помещения, окна в которые забраны крепкими металлическими решетками. На третьем этаже располагались жилые комнаты, а на втором - богатые парадные залы и дворцовая капелла, от пола до потолка расписанная фресками. Сегодня рядом с дворцом находятся несколько банков, в частности - Bancо Nazionale del Lavoro.

Главным соперником Козимо Медичи во Флоренции был Лука Питти, мечтавший построить здание, какое еще не было построено ни одним частным гражданином. Однако у семейства Питти не хватило средств на завершение строительства, и их дворец был завершен для семейства Медичи. Сегодня здесь располагается богатейшая художественная галерея .

Рис. 11. Внутренний двор Палаццо Питти — богатой художественной галереи

Напротив дворца, на площади Питти, можно видеть нарядное трехэтажное здание с арочными проемами окон, окруженными рустованным камнем. Это - офис Banca Toscana, главного банка провинции .

Рис. 12. Крупный офис Banca Toscana, главного банка провинции Тоскана, на площади Питти

Шедевром ренессансных дворцов стало Палаццо Строцци. Трехэтажное мощное, но очень элегантное здание сложено целиком из рустованных каменных блоков и увенчано широким римским карнизом. Напротив него на улице Пескьони в перестроенном здании той же эпохи сегодня размещается отделение одного из самых крупных банков Италии - Banca commerciale Italiana .

Рис. 13. Напротив Палаццо Строцци в перестроенном здании находится отделение Banca Сommerciale Italiana

Недалеко, на улице Строцци, в еще одном богатом дворце разместилось отделение Deutsche Bank .

Рис. 14. Отделение Deutsche Bank на улице Строцци

Фамильная церковь Медичи Сан-Лоренцо строилась многими крупными мастерами. Всемирную известность приобрела Капелла Медичи, усыпальница членов семьи, которую построил и украсил скульптурой Микеланджело. В статуях отразилась скорбь и предчувствие черных времен, ожидающих Флоренцию .

Рис. 15. Одна из знаменитейших скульптурных групп Микеланджело - День и Ночь на саркофаге Джулиано Медичи в церкви Сан Лоренцо

Экономическое благоденствие Флоренции не было прочным. Экономика города с его ранними капиталистическими отношениями находилась в тесной зависимости от рынка сбыта и внешних условий. А эти условия менялись - основные торговые пути между Европой и Востоком, проходившие через Италию, стали смещаться с открытием морского пути в Индию и завоеванием турками Константинополя. Англия и Франция запретили экспорт шерсти, и работавшее на привозном сырье шерстобитное производство во Флоренции было сокращено. Городская экономика вступила в период застоя, а деловым людям пришлось перестраиваться. В городе началась безработица. Именно в это время скончался Лоренцо Великолепный - огромная потеря для Флоренции и всей Италии.

Превратности судьбы на какое-то время лишили семью Медичи ее власти во Флоренции. Во времена похода Карла VIII Медичи были изгнаны из города, а их дворец разграблен. Бронзовая статуя Донателло "Юдифь с головой Олоферна", стоящая в Лоджии деи Ланци на Площади Синьории, стала символом победы Флоренции над семейством Медичи. Однако позже, в XVI в., семья Медичи вернулась к власти во Флоренции. Козимо I, правнук младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом тосканским. На площади воздвигли статую Челлини "Персей с головой Медузы", олицетворявшую победу, теперь одержанную уже Медичи над Республикой. Сегодня в ряду тесно сомкнувшихся вокруг площади зданий, типичных для XV-XVI вв., мы видим отделения крупных банков - Banco Toscana и Banco Ambrosiano Veneto .

Рис. 16. Отделения крупных банков - Banco Toscana и Banco Ambrosiano Veneto на Площади Синьории

На территории между Палаццо Веккио и рекой Арно построили два длинных здания Канцелярии или офисов, по-итальянски Уффици; сейчас это богатейший художественный музей мира .

Рис. 17. Галерея Уффицци - художественный музей. На переднем плане - стена Палаццо Веккио и копия скульптуры Давида работы Микеланджело

Пройдя через спад и трудности, во второй половине XVI в. флорентийская экономика смогла оправиться и даже пережила кратковременный подъем благодаря исключительной ловкости своих деловых людей, сумевших использовать временные благоприятные обстоятельства. Великие герцоги тосканские из рода Медичи вели себя как активные дельцы, участвуя в многочисленных доходных торговых операциях и занимаясь банковским делом. Памятник одному из таких герцогов - Фердинанду I, покровительствовавшему развитию торговли во Флоренции, стоит сегодня на площади Аннунциаты перед знаменитым Приютом подкидышей великого Бруннелески .

Рис. 18. На площади Аннунциаты - статуя Фердинанда I, церковь Аннунциаты, Приют подкидышей

В это время в городе шла активная банковская и ростовщическая деятельность, о чем говорит название Банковской улицы .

Рис. 19. Банковская улица во Флоренции ведет к кафедральному собору Санта Мария дель Фьоре

И сегодня так же, как и прежде, в центре города, в зданиях разных эпох расположены многочисленные банки - в богатом доме, перестроенном со времен эпохи Возрождения разместилась Cassa di Risparmio di Firenze , в более современных, но стилизованных под старину постройках - Banca Commerciale Italiana , Banca Toscana, Deutsche Bank .

Рис. 20. Cassa di Risparmio di Firenze

Рис. 21. Офис Banca Commerciale Italiana на улице Санта Мария

Рис. 22. Офис Deutsche Bank на улице Санта Мария

С конца XVI в. как в промышленности, так и в сельском хозяйстве Италии шел медленный спад, который завершился в XVII в. полным упадком экономики. В искусстве произошел поворот от гуманизма (искусства энергичных деловых людей) к маньеризму и вычурности. Угасание города совпало с окончанием правления во Флоренции династии банкирской семьи Медичи. Последняя в роду Анна Мария Луиза Медичи скончалась в 1743 г., завещав Флоренции художественные коллекции Уффици, которые по этой причине навсегда остались в городе.

Потеряв свое значение в мировой экономике, Флоренция не утратила его в мировой культуре. Все последующие столетия город ведет достойное существование, являясь мировым центром культуры, образования, туризма и ремесел.

В статье использованы фотографии автора.

 

НОВОСТИ

24 апреля 202423 апреля 202422 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации