Сергей Таратынкин
Тему автоматизации крупного многофилиального банка, каким является ГУТА-Банк, располагающий 40 филиалами, можно раскрывать с разных сторон и рассматривать в разных аспектах. В настоящей статье я остановлюсь только на одном, важном, на мой взгляд, вопросе вопросе баланса централизации и децентрализации технологических и информационных ресурсов банка.
Под технологическими ресурсами далее понимаются программные системы, реализующие какие-либо бизнес-процессы. Под информационными ресурсами понимаются базы данных, с которыми взаимодействуют или которые порождают технологические ресурсы. В совокупности технологические и информационные ресурсы составляют программный комплекс банка.
При автоматизации многофилиального банка помимо традиционных задач автоматизации задач технического и программного оснащения, обеспечения телекоммуникаций, выбора и внедрения автоматизированной банковской системы (АБС) с требуемой функциональностью и другими свойствами возникают специфические задачи, которые проистекают из территориальной распределенности банковской структуры. К ним мы относим следующие:
Эти задачи выходят за рамки традиционных задач автоматизации обычного банка и требуют специальных подходов для их решения. Другими словами, после внедрения в ГО и филиалах банка даже очень хорошей АБС технологам и ИТ-персоналу требуется приложить еще много усилий, чтобы достичь вышеперечисленных целей. С одной стороны, требуется обеспечить максимальную интеграцию всех технологических и информационных ресурсов, другими словами, программного комплекса, в ГО банка, с другой «трансплантацию» этих ресурсов практически в полном объеме в филиалы.
Идеологией построения программного комплекса ГУТА-Банка является максимальная централизация всех видов ресурсов в рамках разумной достаточности, которая заключается в том, что данная задача не ставится как абсолютная. Если взять в качестве технологического ресурса автоматизированную банковскую систему (с 1999 г. наш банк работает на ИБС «БИСквит» фирмы «Банковские Информационные Системы»), то можно видеть, что как ГО, так и каждый филиал имеет собственную установку АБС, и в этом смысле обеспечивается их определенная информационная самостоятельность. Мы рассматривали возможность реализации более жестко централизованной системы, в которой транзакции от филиалов обрабатываются центральным компьютером ГО в режиме «онлайн», либо аналогичной системы, построенной по региональному принципу (подобная схема была реализованна в «СБС-Агро»). Однако проведенный расчет показал, что в этом случае резко увеличивается стоимость всего проекта за счет вводимой избыточности по вычислительной мощности в ГО и резервированию каналов связи. Поэтому было принято следующее решение.
Во-первых
, на сегодня в Банке обеспечена информационная централизация по всей филиальной сети. Помимо сбора официальной отчетности, создана технология сбора в ГО от филиалов всей первичной информации: данных по клиентам, счетам, проводкам, документам, договорам. Эта информация собирается в единую базу данных, которая является одним из разделов базы данных ИБС «БИСквит», тем самым создается информационная основа для решения вышеперечисленных задач. Таким образом, в ГО Банка сформировано, действует и постоянно расширяется информационное хранилище первичных учетных данных по всей филиальной сети. Другими словами, создан централизованный информационный ресурс при децентрализованном технологическом ресурсе, в данном случае АБС. Эта технология сбора первичной информации оформлена в виде программного модуля «Хранилище первичной информации филиалов» в составе ИБС «БИСквит». Модуль реализует следующие задачи:Для многофилиального банка:
Для корпоративного клиента, имеющего разветвленную сеть собственных филиалов:
Таким образом, на основе централизации информационных ресурсов реализуются не только внутренние задачи банка, но и создается новый банковский продукт.
Технология работы модуля «Хранилище первичной информации филиалов» следующая.
Информация от филиалов выгружается процедурами экспорта данных автоматически после завершения операционного дня в заранее установленные интервалы времени или, при необходимости, по инициативе оператора.
Первичные аналитические данные принимаются процедурами импорта в централизованное хранилище. При этом автоматически выполняется контроль поступления данных к назначенному сроку, контроль целостности первичных данных и соответствия их синтетическим данным. При обнаружении ошибок и несоответствий формируются почтовые сообщения и отправляются ответственным лицам в филиалах и ГО.
С помощью интерфейсов и специально разработанных отчетных форм можно получить развернутую картину счетов, движений денежных средств, информацию по клиентам, различную агрегированную информацию.
Во-вторых, кроме рассмотренной технологии сбора информации в ближайшее время в рамках ИБС «БИСквит» планируется ввод в эксплуатацию технологии централизованного учета собственных векселей банка. Эта задача рассматривается как одна из приоритетных, так как в значительной степени снижает риски при совершении операций с векселями в филиальной сети. В рамках данной технологии, охватывающей весь спектр вексельного учета, предусмотрено ведение в ГО централизованного реестра векселей и обязательная авторизация в режиме «онлайн» при совершении операций с векселями, выполняемых в филиальной сети.
В-третьих, в течение полугода планируется ввод в эксплуатацию модуля депозитарного учета, создаваемого в рамках ИБС «БИСквит». Данная технология будет также централизованной и поддерживаться системами удаленного доступа «Банк—Клиент» компании БСС и «БанкКлиент Онлайн» компании «СтепАп», которые уже сейчас позволяют клиентам банка в удаленном режиме выполнять депозитарные операции.
В-четвертых, помимо рассмотренных централизованных технологий в рамках ИБС «БИСквит» в Банке введены в эксплуатацию и функционируют другие централизованные технологические и информационные ресурсы:
Подводя итог, хотелось бы сделать следующее обобщение.
Идеология централизации ресурсов является общей тенденцией при организации информационной и технологической поддержки банковского бизнеса. Она позволяет снижать риски, связанные с мошенническими операциями, повышать оперативность управления финансовыми потоками, точно и оперативно оценивать достигаемый финансовый результат, предоставлять клиентам инвариантный относительно их места нахождения банковский сервис на современном уровне, снижать расходы на техническую поддержку, в том числе и на содержание технического персонала. Собственный опыт, а также анализ различных источников показывает, что данная тенденция отражает стратегическое направление развития информационных технологий в банковском бизнесе и будет превалировать в обозримом будущем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Лучше банка может быть только… брокер!
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.