Программа инновационного развития России будет стоить порядка
— Стратегия инновационного развития сейчас находится в правительстве, и ожидается, что ее со дня на день подпишут. Еще месяц назад некоторые пункты документа не находили понимания у Минфина и Минобрнауки. Удалось ли окончательно снять разногласия?
— С Минобрнауки особых проблем не было - они наши единомышленники, мы с ними совместно стратегию писали. С Минфином был более серьезный перечень разногласий, но мы их тоже устранили. Оставшиеся контекстуальные вещи в аппарате правительства мы буквально две недели назад сняли. Основное замечание Минфина касалось того, что табличка с финансированием была погружена в текст самой стратегии. В итоге мы договорились, что у нас будет следующая схема: эта табличка останется приложением к пояснительной записке и, значит, не войдет в документ, который будет утвержден решением правительства. Но конкретные цифры по финансированию будут появляться в госпрограммах, которые сейчас разрабатываются. Поскольку все госпрограммы будут идти через Минэкономразвития, мы будем эту табличку использовать при анализе того, какие суммы министерства и ведомства закладывают.
— С какого года начнется финансирование стратегии?
— Разумеется, что с этого года уже точно ничего не начнется. Боюсь, что здесь на 2012 год мы тоже вряд ли что-то серьезное успеем включить — уже идет финальная стадия рассмотрения бюджета в Госдуме. Но частично какие-то расходы можно будет предусмотреть уже и в следующем году — через программы.
— О каких именно расходах идет речь?
— На 2012—2013 годы расходы составляли порядка 40 млрд в год. С учетом того, что мы в 2012 год уже не успеваем — максимум 10 млрд можно будет предусмотреть. Если не получится — нестрашно. Первый этап не столько завязан на деньгах, сколько на структуре (например, на повышении эффективности уже созданных инструментов). С 2013 года планируется выделять по 40—50 млрд руб. на мероприятия по инновационной стратегии.
К тому же у нас есть один пункт, который стоит отдельно. В инновационной стратегии была прописана цифра поддержки высокотехнологичного экспорта, финансирование созданного агентства по страхованию. Это самая большая сумма, и обсуждается она без особой привязки к инновационной стратегии.
— Однако в СМИ сейчас говорится о суммах финансирования и в 140 млрд руб., и в 15 трлн. Как вы можете это прокомментировать?
— Перевирают... Мы делали табличку, которая бы в целом обозначала некий бюджетный ориентир того, как российская экономика будет переходить на инновационный путь развития. У нас он включает в себя практически все: от качества человеческого капитала, образования и науки до высокотехнологичной медпомощи. То есть почти треть таблицы включала расходы федерального бюджета, которые есть сейчас и которые, по нашему мнению, будут положительно влиять на инновационное развитие. Новых расходов, которые вытекают из инновационной стратегии, вместе с поддержкой высокотехнологичного экспорта, у нас за все время реализации программы набирается от силы 2—3 трлн руб. И то основная часть — это поддержка экспорта (предполагается 200—300 млрд в год). Остальных новых гигантских расходов не планируется. Просто народ посмотрел на табличку, не задумываясь, сложил по годам все суммы, даже безотносительно того, что они в бюджете уже есть (например, большая сумма расходов на образование). Из-за этого вся путаница. Мы пытались ее многократно разъяснять, но есть ощущение, что никому не было интересно разъяснение, а была интересна сумма 15 трлн.
— Недавно Минэкономразвития анонсировало создание клуба инновационных директоров. Как развивается инициатива?
— В пятницу будет первое заседание клуба, оно будет проходить в Сколково. Туда приглашены все вице-президенты или директора по инновациям из госкомпаний. Тех самых 47, которых мы заставили принять программы инновационного развития. Но мы не ограничиваем этот клуб только госкомпаниями, много частных госкомпаний тоже изъявили желание в этом процессе поучаствовать. Так что это будет первое установочное, я бы сказал, инаугурационное совещание. На нем министр и я расскажем о наших планах — что мы собираемся с программами госкомпаний делать.
— И что же именно вы планируете с ними делать?
— У нас сейчас есть ряд неснятых вопросов. Принимались они все-таки в режиме довольно жесткого прессинга — и с нашей стороны, и со стороны администрации президента. Поэтому там ставились цифры, которые не все компании в последующем готовы выполнять.
Вторая проблема заключается в том, что у нас есть достаточно большой блок компаний, которые представляют оборонку, — так называемые стратегические предприятия. Они работают в тех сферах, где есть федеральные целевые программы (космос, атом, ОПК), поэтому когда они в своих программах писали расходы на НИР и НИОКР, они записывали большими кусками, по сути, свои «хотелки», связанные с выделением государством им средств на НИР и НИОКР. Когда они эти программы принимали, бюджета еще не было. Понятно, что сейчас в бюджете «хотелки» отражены более скромно. Это значит, что в их программах планы наращивания инновационной продукции, новых разработок и т.д. должны быть подвергнуты «усушке-утруске». Мы отправили в правительство доклад, где проанализировали, какие цифры у нас получаются из всех их программ и насколько у нас в целом по экономике все увеличится. Если брать те цифры, которые они туда написали, то у нас получается коммунизм начиная со следующего года.
— Не могу не спросить о еще одной новации — внедрении института оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России. У нас он существует чуть больше года. Есть уже результаты?
— Если раньше на институт ОРВ смотрели как на некую экзотику, то сейчас ведомства уже постанывают, но держат себя в руках. В принципе, процедура ОРВ уже стала важнейшим фактором при прохождении каких-либо законопроектов. Сейчас у ведомств, по сути, нет такого быстрого и легкого пути — не слушая никого и не спрашивая бизнес, по своим каналам проводить какие-нибудь инициативы и уж тем более принимать какие-нибудь приказы, которые раньше принимались чисто формально. Это, конечно, несколько затягивает сроки, но мы уверены, что документы, стоящие бизнесу миллиарды рублей, не должны приниматься за пару дней. К тому же сами ведомства при разработке нормативно-правовых актов, уже зная, что будет ОРВ, стали более серьезно относиться к тому, что делают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Стандартные методы финансового анализа
Ипотека: монополия или конкуренция
Покупать сегодня в надежде расплатиться завтра
История о кредитных историях
Виды процентных ставок
Финансовые институты и финансовый рынок
Процентный период по договору банковского вклада
Банк как кредитная организация. Виды банков и их структура.
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Бюро кредитных историй. Через прозрачность - к доверию.
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Еврокомиссия подозревает банки в картельном сговоре
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Макроэкономика и валютные курсы. Построение факторной модели...
МВФ и мировой экономический кризис
Овердрафт - Вам все понятно?
Оценка кредитного портфеля банка
О вложении средств пенсионных фондов
Юрий Хухашвили: «В банковской области у нас большой опыт»
Счета и депозиты
Факторинговые и лизинговые операции
Операции коммерческих банков с ценными бумагами
Влияние изменения курса евро на экономику России
Федеральная резервная система США
Комитет банковского надзора Банка России.
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Гарантийные программы правительства США
Нефть - стратегическое оружие XXI века
"Bank Of America" сохраняет сильные позиции в США
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений
Сущность инвестиционного процесса
Обезличенные металлические счета
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Банки в сети Интернет. Банковские услуги как сетевой товар
Технологии ABBYY в российских банках
Использование средств многомерного анализа для оценки кредитного портфеля...
Появление и развитие Государственного банка в России
Патентная неизбежность для малого бизнеса
"Другая дата" векселедержателю не друг.
Перспективы применения проектного финансирования
Лучше банка может быть только… брокер!
Мировая банковская система в условиях экономического спада
Негосударственные пенсионные фонды
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.