В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Центральный банк и денежно-кредитная политика

Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля 1995 г.

В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.

Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).

Председатель Банка и члены Совета освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении законодательства.

В целях деполитизации Центрального банка его Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству, занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

Для координации работы Банка, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при Центральном банке создается Национальный совет в составе 15 человек. В Совет входят представители Федерального собрания, Думы, Президента, Правительства, министерств экономики и финансов, предприятий и коммерческих банков.

В целях реализации государственной денежно-кредитной политики Банк имеет единую централизованную систему своих органов с вертикальной структурой управления. В состав Банка входят: центральный аппарат с местонахождением в г. Москве, областные, краевые и республиканские центры, полевые учреждения по обслуживанию воинских частей, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального банка.

Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров. Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.

В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут ответственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний — за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального законодательства.

Капитал и имущество Банка России сформированы за счет средств государственного бюджета, и поэтому Банк находится в собственности государства. Уставный фонд Банка составляет 3 млрд руб. Наряду с уставным фондом Банк имеет право создавать за счет прибыли другие фонды, находящиеся в его собственности. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров Банка. Исключение составляет фонд переоценки валютных ценностей, который образуется при участии средств государственного бюджета. Подобный порядок образования данного фонда призван стимулировать стабильность федеральных валютных резервов. В пределах предоставленных прав Банк России осуществляет необходимые меры по использованию своего имущества и несет ответственность за его сохранность и умножение.

Отчетный период Банка установлен с 1 января по 31 декабря -каждого календарного года. Структура баланса определяется Советом директоров с учетом опыта работы центральных эмиссионных банков других стран. Срок представления годового отчета Государственной Думе — до 15 мая следующего года.

Государственная Дума рассматривает отчет Банка до 1 июля очередного года и направляет его со своим заключением Совету Министров и Президенту Российской Федерации. Отчетный баланс Банка публикуется в центральной печати страны до 15 июля очередного года. В соответствии с установленными нормами отчислений прибыль Банка направляется в уставный, резервный и другие фонды, а в оставшейся части — в доход государственного бюджета. При этом Центральный банк освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей.

В целях рассмотрения годового отчета Банка Дума до 1 ноября отчетного года назначает аудиторскую фирму для комплексной проверки Банка. Эта работа может быть поручена только организации, имеющей опыт работы не менее 10 лет. Банк обязан представить фирме необходимую статистическую, бухгалтерскую и другую служебную информацию, находящуюся в его распоряжении. Объем информации предусматривается в договоре Банка и аудиторской фирмы на проведение проверки. Оплата работы аудиторской фирмы производится за счет операционных расходов Банка.

Внутриведомственные проверки центрального аппарата и территориальных подразделений Банка осуществляет главный аудитор, который назначается Советом директоров и находится в непосредственном подчинении Председателя Банка.

Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в текущую деятельность Банка и принимать решения, •противоречащие действующему законодательству. При вмешательстве в выполнение его функций Банк информирует об этом Думу и Президента для принятия соответствующих мер. При этом Банк имеет право обращаться в различные судебные инстанции для отмены решений, противоречащих законодательству Российской Федерации о банковской деятельности.

Статьи, интервью, публикации