В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Вечный город: от античности к современности. Часть III

Современный Рим похож на отпрыска знатного рода. Гордясь древностью своего происхождения, он живет в стремительном ритме дня сегодняшнего.
Журнал «ГЕО». № 2. Апрель 1998

Вечный город Рим необъятен. Он ошеломляет своей грандиозностью, величием, глубиной истории, изобилием и бесконечным разнообразием прекрасных памятников, которые можно видеть везде — на улицах, в соборах, в музеях, в садах. Стендаль в своих «Прогулках по Риму» писал, что «отвращение к восхищению — это единственное чувство, которого путешественник здесь может опасаться».

Поразительна при этом степень узнаваемости римских достопримечательностей — ведь большинство из них мы встречали в литературе по истории искусств, в художественных произведениях или на экране...

Вот на площади Венеции соседствуют античный Форум императора Траяна с колонной, воздвигнутой в его честь во II в. н. э. Аполлодором Дамасским, две церкви — ренессансная Санта Мария ди Лорето (XVI в.) и Сантиссимо Номе ди Мария (XVIII в.), построенной в стиле позднего барокко . Направо в створе прямой улицы Императорских Форумов, построенной при Муссолини, видны величественные аркады Колизея (I в. н. э.) . К этой улице обращена экседра античных рынков Траяна II в., напротив нее высятся монументальные стены трехнефной базилики Максенция. Рядом в XIX в. воздвигнут грандиозный по своей пышности неоклассический монумент королю Виктору Эммануилу II — объединителю Италии...

Многие из нас хорошо помнят классические фильмы итальянского неореализма, картины пролетарского художника Ренато Гуттузо, произведения Альберто Моравиа или Эдуардо де Филиппо, созданные в 60-х гг. XX в. Как все изменилось сегодня — где те бедняки в скромных одеждах, шумные итальянские семьи за скудным обеденным столом? За последние десятилетия жизнь римлян сильно изменилась, вырос имущественный уровень населения. Причиной тому — радикальные изменения в структуре итальянской экономики и финансового капитала Италии, произошедшие во второй половине XX в.

До разрушительных экономических кризисов межвоенного периода остовом системы финансового капитала и центрами сосредоточения финансовых групп являлись крупнейшие коммерческие банки — Banca Commerciale Italiana, Credito Italiano, Banca di Roma и др. Эти банки были созданы и контролировались иностранным, в первую очередь немецким и австрийским капиталом. Вместе с эмиссионными банками (в первую очередь — Banca d’Italia) они контролировали рынок ссудного капитала страны.

Во время экономических кризисов 1920—1922 и 1929—1933 гг. крупные коммерческие банки утратили роль основного инструмента господства финансовой олигархии над национальной экономикой. В результате широких санирующих операций государства финансовый капитал Италии превратился из двуединой системы (банки — промышленные компании), в которой банки имели преобладание над промышленными компаниями, в триединую систему (банки — государство — промышленные компании), в которой государству отводилась важнейшая роль во взаимоотношениях банков и промышленности.

В 1936 г. фашистское правительство Италии провело банковскую реформу, призванную укрепить финансовую основу режима. Огосударствление кредитно-банковской системы Италии достигло чрезвычайно высокой степени и привело к подчинению государству всех крупных банков страны. Под непосредственный контроль государства были поставлены в числе других такие крупные банки, как Banca Nazionale del Lavoro, Banca di Sicilia.

Banca d’Italia также подвергся огосударствлению и реорганизации: его держателями стали государственные финансовые учреждения и банки.

После Второй мировой войны активно шел процесс концентрации банковского дела. Перешедшие под контроль государства крупнейшие банки полностью сохранили высокую долю участия в кредитно-банковской сфере. Многие из государственных банков создали дочерние банки (типа Mediobanca, созданного на паритетных началах тремя банками национального значения).

Были созданы многочисленные специальные государственные кредитные институты и ассоциации разных типов: для кредитования промышленности и общественных работ, институты аграрного кредита, земельного и строительного кредитования. Их функция состояла в средне- и долгосрочном кредитовании и финансировании производственных компаний. Свои капиталы институты создавали и увеличивали путем эмиссии облигаций и получения займов от государства. Кредитно-банковские компании возникли во всех сколько-нибудь крупных монополистических объединениях, и в силу этого промышленные монополии значительно меньше нуждались в услугах посторонних банков.

Сейчас в Италии по-прежнему существует большое количество государственных банковско-финансовых учреждений, однако действует и ряд крупных коммерческих банков. Совместная их деятельность обеспечивает стабильное развитие национальной кредитно-финансовой системы. Улицы Вечного города изобилуют вывесками самых разных банков — национальных и иностранных, крупных и мелких, государственных и частных. Банковские офисы можно встретить в зданиях самых различных эпох — построенных в эпоху Ренессанса и барокко, во времена неоклассицизма XIX в. или имперского стиля середины XX в. Вывески и эмблемы банков на удивление скромны — быть может, вследствие их тесного соседства с истинными шедеврами архитектуры. Например, на мощных рустованных камнях цокольного этажа роскошного палаццо, построенного в XVI в. знаменитым Браманте, очень деликатно размещено название главного банка Рима — Banca di Roma, штаб-квартира которого расположена здесь . Вероятно, по той же причине в центральных районах Рима не увидишь крупные банковские постройки последних лет, однако интерьеры банковских офисов повсюду вполне современны .

Мы начнем свою экскурсию по Риму с района Кампо Марцио — главного коммерческо-банковского и торгового центра Рима. Здесь от Пьяцца дель Пополо еще в XVI в. получил начало «трезубец» улиц: античная Виа Лата (ныне Виа дель Корсо), Виа ди Рипетта и Виа дель Бабуино . Их начало отмечено обелиском и парными церквями эпохи чинквеченто . Виа дель Корсо — центральная улица, всегда считавшаяся одной из самых дорогих и фешенебельных в Риме. Здесь с незапамятных времен проводились скачки. А римский карнавал, описанный Дюма в «Графе Монте Кристо»? Праздничное шествие проходило мимо богатых домов знати по улице Корсо. Она и сегодня элегантна, полна роскошных магазинов; здесь же находится знаменитое кафе Греко, место встречи известных артистов, музыкантов, писателей. На этой улице множество разнообразных банковских зданий. В старинной постройке разместился Banca Nazionale dell’Agricoltura . Пятиэтажное здание светло-песочного цвета с рустованными пилястрами и лучковыми сандриками над оконными проемами третьего этажа украшает барочный портал, ведущий в просторный внутренний двор банковского офиса. Арочный портал обрамлен колоннами и пилястрами дорического ордера, в замке арки — изысканная морская раковина, поддерживающая балкон верхнего этажа здания. Во внутреннем дворе, украшенном античными скульптурами в нишах стен, — старинный красиво вымощенный брусчаткой пол и повсюду — ухоженная зелень в кадках .

А вот совсем другой образ — современный офис Banca Nazionale del Lavoro с раздвижными стеклянными дверями в переплетах из анодированного алюминия. Перед входом — ковер с эмблемой банка, а на тротуаре напротив входа нанесен рисунок из цветного асфальта . Два нижних этажа этого современного здания облицованы светлым травертином и образуют своего рода цоколь, над которым возвышаются темные кирпичные стены с прямоугольными проемами, облицованными белым мрамором . Открытые переходы из одного корпуса в другой проходят по уровням третьего и пятого этажей и оформлены прямоугольными проемами четких геометрических форм, украшенными белыми рельефами.

Виа дель Бабуино, соединяющая Пьяцца ди Спанья и Пьяцца дель Пополо, берет свое название от находящегося там фонтана с изображением сатира, который ввиду необычности вида считался в народе бабуином. Основное своеобразие улицы — в ее антикварных магазинах, однако здесь тоже много банков. Офис Cassa di Risparmio della Provincia dell’Aquila занимает нижний этаж солидного палаццо эпохи Ренессанса с рустованным цоколем и сандриками над окнами второго этажа . От яркого южного солнца окна защищены решетчатыми ставнями и жалюзи.

На Виа Томаселли, соединяющей улицы Корсо и Рипетта, в нарядном ярко-розовом здании, богато украшенном белыми рельефами и архитектурными деталями, располагается офис Banca del Fucino . Здание занимает угловое положение на перекрестке улиц; угол акцентирован богатым архитектурным декором — рустованными пилястрами, балконами и рельефными деталями. Окна высокого второго этажа обрамлены лучковыми сандриками, а угловой проем, выходящий на балкон округлых очертаний, украшен арочным порталом с двойными пилястрами и рельефным фризом. Над окнами третьего этажа красуются овальные медальоны, над окнами четвертого этажа — декоративные гирлянды. В уровне четвертого этажа организована открытая терраса. Под ней угол дома украшает старинный герб.

На искусственном холме стоит палаццо Монтечиторио. Его фасад XVII в. украшает трехпролетный портал с балконом, украшенный двумя барельефами. Центральная часть портала увенчана балюстрадой со статуями и звонницей. Напротив дворца на этой же площади Монтечиторио в старинном здании находится отделение Cassa di Risparmio di Rieti . Арочные проемы с плоскими пилястрами организуют ритм стены двух нижних этажей. В широких простенках между проемами размещены вывески и мемориальные доски. В центре фасада здания, выходящего на узкую улочку, — высокий и пышный арочный барочный портал с характерным для этого стиля разорванным фронтоном.

Недалеко от Виа дель Корсо и Площади Колонна расположено здание Биржи, встроенное в руины храма Адриана, поставленного в память императора его сыном Антонином Пием. Древнеримская постройка была в XVII в. трансформирована в здание таможни; перестройки продолжались до XX в., когда здесь были обнаружены 11 колонн языческого храма.

В Риме так же, как и во многих больших европейских городах, крупные банки стремятся занять угловое — наиболее выгодное — положение в квартале. Эти дома репрезентативного вида, где обычно размещены офисы крупнейших и самых богатых банков, видны издалека при подъезде с разных направлений.

Вот на углу шумной и оживленной Виа Тритоне, ведущей от улицы Корсо к району Треви, в многоэтажном здании XIX в., богато отделанном архитектурными деталями и рельефами, расположен крупный офис Deutsche Bank . Германия вместе с США, Англией, Швейцарией принадлежит к самым крупным инвесторам иностранного капитала в производство Италии. Над главным входным порталом угловой полуротонды — дугообразный балкон, куда ведет пышный проем, украшенный пилястрами и полуколоннами. Центральная ось полуротонды акцентирована парными пилястрами высотой в три этажа. Капители пилястр и полуколонн выполнены в виде кариатид с медальонами.

На этой же улице рядом — здание офиса Banca Popolare di Novara, немного сходное по архитектурному решению с предыдущим и построенное в ту же эпоху . Это семиэтажное здание со скругленным углом также стоит на оживленном перекрестке двух центральных улиц. Два нижних этажа отделаны рустованным белым камнем. Верхние этажи покрыты желтой штукатуркой и украшены архитектурным декором белого цвета с тем же набором элементов — плоские и рустованные пилястры с пышными капителями и медальонами, полуколонны в арочных трех частных проемах, выступающий карниз, высокий аттиковый этаж.

У основания Квиринальского холма около чудодейственного источника Вод Девы, который бьет почти две тысячи лет, в XVIII в. возник Фонтан Треви. Сюда вели три древних дороги. Район был густо застроен церквями, богатыми палаццо, лавками ремесленников и менял. Стендаль, скептически отзываясь об этой достопримечательности, писал, что «архитектура фонтана хороша только своими размерами и историческими воспоминаниями...». Несмотря на это, сейчас фонтан де Треви — один из самых известных фонтанов в мире, один из символов Рима. Здесь всегда многолюдно. Богатый Палаццо Поли позади фонтана, в фасаде которого воедино сплелась архитектура и скульптура, создал пышную театральную декорацию для водяного действа. Одно время он принадлежал княгине Волконской. Здесь в 1838 г. Гоголь читал своего «Ревизора». А рядом в скромном пятиэтажном здании классического стиля расположен офис Banca Popolare di Novara . Уровень первого этажа отдан небольшому, затесненному соседними магазинами вестибюлю с пунктом обмена валют и банкоматом. Отсюда клиенты поднимаются в операционный зал на второй этаж.

От фонтана Треви, огибая Квиринальский дворец — летнюю резиденцию понтификов, идет небольшая Виа Разелла. Вечером здесь через изящные металлические решетки можно видеть скромный, но изысканный интерьер маленького отделения Banca Mediolanum .

Виа Венето — широкая и элегантная улица — ведет к воротам холма Пинчио, где широко раскинулся парк знаменитой Виллы Боргезе . Улица обязана своей славой модным магазинам, шикарным гостиницам и ночным заведениям; в шестидесятые годы XX в. она стала символом ночной жизни Рима. Здесь, конечно же, много крупных банковских офисов. Рядом с типичным барочным фасадом церкви темнеет мощная стена богатого палаццо, на нижнем этаже которого расположен офис Rolo Banca. На пьяцца Барберини высится полукруглое угловое здание Banca Commerciale Italiana . Фасад его типичен для архитектурного стиля конца XIX в. — рустованный цоколь, желто-белые штукатурные стены верхних этажей, отделанные лепниной и декором.

Аристократическая улица Виа Пьемонте, ведущая от Виллы Боргезе по направлению к Дворцу Министерства сельского и лесного хозяйства, плотно застроена роскошными особняками и палаццо. Среди них можно встретить как старинные, так и современные банковские здания. Вот Banca di Credito Cooperativo di Roma — его штаб-квартира размещена в красивом старинном здании, построенном в стиле загородных вилл, благородство архитектуры которого выгодно подчеркивается ночной подсветкой фасада . Над высоким арочным порталом — большой балкон-терраса, куда выходят центральные апартаменты парадного второго уровня. Выступающий карниз имеет на углах скругленные очертания. Стены на углах отделаны рельефным рустом.

А Banca 121 занимает более скромное помещение в современной пристройке к внушительному зданию старинного палаццо. Отделка и дизайн его просторного интерьера, выполненного в современных материалах, объединены общим композиционным приемом . Изысканная ограда времен позднего барокко, эффектно подсвеченная вечером, окружает богатый загородный дворец. Сегодня в нем размещен офис Banca di Sicilia.

Наше путешествие по Риму заканчивается в современном комплексе аэровокзала Леонардо да Винчи. Внутри вокзала — многочисленные пункты обмена валют крупных итальянских банков, и в первую очередь — Banca di Roma . Инвентарные конструкции из стекла и металла вполне соответствуют несколько стерильной архитектуре. Банковские услуги транзитным пассажирам оказываются также в небольших мобильных офисах, снабженных информационными табло и мониторами, предоставляющими информацию на многих языках мира. Такой офис размещен посреди огромного зального пространства, перекрытого мощной пространственной структурной плитой .

Мы показали лишь небольшую часть банков, находящихся в Риме. Протекая в уникальной историко-архитектурной среде и деликатно вписываясь в нее, их деятельность обеспечивает финансово-экономическую стабильность жизни Вечного города.

Инна Дианова-Клокова

Статьи, интервью, публикации