Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Пути создания банковской информационно-аналитической системы

Одной из задач, стоящих перед руководителями российских банков, является повышение эффективности управления финансовыми, интеллектуальными, материальными, информационными и другими ресурсами для достижения целей устойчивого развития в условиях нестабильности. Совершенствование управления не представляется возможным без создания и внедрения в реальную практику новых по качеству организационно-технологических подразделений (систем) информационно-аналитической направленности.

Развитие банковских аналитических технологий переживает в настоящее время кризис. Рекламируемые сегодня аналитические технологии, базирующиеся в основном на использовании устаревших и бессистемных методов анализа, не решают в должной мере проблем эффективности управления. Руководители банков не используют возможности своих аналитических служб и продолжают единолично, на основе только своего опыта, интуиции, политического чутья и формальных схем финансового инжиниринга принимать решения. Не секрет, что за последние годы эффективность таких решений снизилась на порядки.

Такое состояние дел обусловлено тем, что предлагаемые на рынке управленческие продукты, уровень подготовки банковских специалистов и даже опыт самих руководителей не позволяют замкнуть кибернетический контур управления между принятыми решениями, действиями исполнителей и достижением запланированных результатов. Отсутствие в банках информационно-аналитической системы как системы, предназначенной для замыкания контура управления, не позволяет проектировать, моделировать и просчитывать реальные последствия принимаемых и предполагаемых решений, что снижает эффективность банковской деятельности, заставляет банки держать неоправданные резервы и участвовать в операциях с высоким риском.

По требованию времени становятся востребованными и выдвигаются на первое место не просто информационные, а более интеллектуальные — аналитические технологии, позволяющие повышать эффективность управления.

В статье С. Гришкина, Р. Мусаевой и К. Харисова «Использование средств многомерного анализа для оценки кредитного портфеля банка» (см. Банковские технологии. 2001. № 12. С. 28—32) на стр. 28 декларируется следующее: «Не существует какой-нибудь стандартной модели построения информационно-аналитической системы в банковской сфере...». В других статьях того же номера журнала также делаются заключения, что систем управления функциями банка не существует и т. д. Такого рода заявления необходимо поправить, так как в России имеется достаточно полная проработка вопросов по научному и практическому описанию информационно-аналитической системы банка, в том числе в монографии автора данной статьи «Философия и кибернетика, информация и аналитика, знания и опыт» (М.: «Каталог», 2000), — системы, включающей комплексные методологические, организационные, технические, технологические и программные решения.

Конкретным шагом в направлении повышения эффективности банковской деятельности автору представляется программа внедрения методов, средств и организационно-технологических структур аналитической (управленческой) деятельности.

В рамках такой программы разработаны механизмы создания внутренних банковских специализированных информационно-аналитических центров, в задачи которых входит не автоматизация и информатизация процессов, а сам процесс подготовки информации для обоснования управленческих решений. Предусматривается создание в банке информационно-аналитической системы с единым центром, в котором сосредоточиваются системные технологии работы с управленческой информацией, позволяющие минимальными силами и средствами обрабатывать и анализировать большие объемы данных и получать общие и детальные характеристики процессов в реальном масштабе времени.

В основе создания центров, обеспечивающих цикличность контура управления информацией, лежат гибкие, основанные на новых изобретениях и полезных моделях технологии имитационного, структурно-динамического, балансового, многомерного, многофакторного проектирования и моделирования деловых процессов банка и среды банковской деятельности.

Характерными отличиями указанных технологий от технологий предшествующего уровня являются осуществление системной обработки управленческой информации методами моделирования и оперативного отображения реальной обстановки и состояния деловых процессов; обеспечение возможности проигрывать и производить мониторинг текущих процессов, а также последствий принимаемых решений, контролировать исполнение решений и достижение результатов, исключать субъективизм и неоднозначность в понимании информации руководителями и специалистами.

Для организации работы банковской информационно-аналитической системы на первом этапе предусматривается создание трех главных направлений:

Информационное направление осуществляет поиск, сбор и первичную обработку информации, анализ ее достоверности, полноты и своевременности; производит контроль и ввод информации в автоматизированную систему моделирования банковских процессов для решения поставленных задач.

Аналитическое направление проводит вторичную обработку информации, выполняет проектирование и моделирование деловых процессов, на основе полученных данных готовит управленческие и аналитические отчеты, экспертные заключения, выводы и предложения для решения поставленных задач.

Оперативное направление реализует оперативную подготовку информации для доклада руководству, осуществляет распределение, координацию и взаимодействие потоков управленческой информации и доводит ее до потребителей для решения поставленных задач.

Основными продуктами и инструментами аналитической работы центра являются управляющие механизмы, позволяющие банку вскрывать сильные и слабые стороны в различных областях деятельности, управлять рисками и устранять диспропорции в ресурсах, тарифах, ценах и задолженностях, а также адекватно реагировать на изменения правовых и других регулирующих документов. Не менее важными аналитическими продуктами являются обоснования по управлению банковскими позициями: ликвидности, процентного риска, валютной, хеджирования и др. Уникальным продуктом центра является улучшение качества обслуживания клиентов на основе информационно-справочного материала, получаемого в режиме реального времени, и т. д.

Новые технологии не появляются сами по себе. За ними стоит кропотливая работа передовой научной, интеллектуальной мысли, работа специалистов по обобщению положительного передового опыта, полученного в кризисных условиях России. Не является секретом, что новым технологиям необходимо обучаться.

Для обучения технологиям информационно-аналитической работы подготовлена и практически реализуется, в том числе в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в ряде министерств и ведомств «Программа аналитической подготовки руководителей и специалистов современным технологиям проектирования, моделирования и управления деловыми процессами».

Программа предусматривает комплексное освещение методов, способов и инструментов работы с управленческой информацией в современных условиях, а также путей повышения эффективности управления финансовым учреждением на основе системного структурно-динамического моделирования.

Целями программы обучения являются системность и целостность управления, показ процессов анализа, оценки и прогнозирования ситуаций, путей развития информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений по замкнутому кибернетическому контуру управления.

Специалисты получают знания и навыки, позволяющие:

В результате обучения руководители и специалисты овладевают новыми системными технологиями, совокупность которых позволяет создавать структурно-динамическую имитацию реальных процессов, вскрывать состояние хозяйствующей системы, вырабатывать, проектировать, моделировать, проигрывать и рассчитывать варианты эффективных схем и механизмов воздействия, видеть свое истинное значение и перспективу развития в реальной экономике.

В итоге выполнения программ повышения эффективности управления банки могут получать подготовленные кадры, методы и инструменты системной аналитической работы и новую по качеству информационно-аналитическую систему. Возрастет точность и скорость достижения целей и повысится эффективность управления по всему спектру менеджмента: финансовому, товарному, материальному, коммерческому, инвестиционному, производственному, правовому, информационному и др. И самое главное — банки начнут устойчиво развиваться.

Виталий Бекренев


Главная Заборы Пешеходные ограждения Мобильные пешеходные ограждения нужны и при организации массовых мероприятий, и при проведении строительных работ на тротуарах (тогда пешеходные ограждения образуют тротуар по обочине проезжей части. Их можно даже применять как барьеры для ограждения зон на концертных площадках, стадионах и строительных участках. Если стационарные пешеходные ограждения монтируются в ряд и монтаж отдельной секции забора не менее сложен, чем установка всей цепи панелей, то каждое мобильное...

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации