Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Будущее за аутсорсингом

Июль — Август 2002

Будущее за аутсорсингом считает директор департамента информационных технологий Импэксбанка Алексей Герасимов

«Б. Т.»: Алексей Владимирович, давайте начнем с традиционного вопроса, который мы стараемся задавать всем представителям банковского бизнеса: какова сегодня роль информационных технологий в банке?

Алексей Герасимов: ИТ в современных условиях — фундамент банковского бизнеса. Сегодня бизнес банка строится на технологиях. Вот лишь один пример. Импэксбанк — банк с очень широкой филиальной сетью: у нас 46 филиалов по России и более 20 отделений в Москве. Одним из ключевых для нас был вопрос: как наиболее эффективно можно использовать такое преимущество, как многофилиальность, в конкурентной борьбе. Поскольку во всех филиалах Импэксбанка установлена одна и та же банковская система — АБС Symbols, а между филиалами и центральным офисом созданы защищенные каналы связи, мы имеем возможность проводить онлайновые транзакции между любыми филиалами. На этой технологической базе нам удалось создать такой финансовый продукт, как экспресс-переводы. Еще в декабре прошлого года мы предоставили физическим лицам возможность осуществлять моментальные денежные переводы без открытия счета и стали первым банком, составившим реальную конкуренцию компаниям Western Union и MoneyGram на рублевом пространстве. Сейчас мы ведем работу по подключению к системе экспресс-переводов наших банков-корреспонденов в Грузии и Армении, в дальнейшем рассчитываем на участие в ней целого ряда крупных региональных российских банков с широкими филиальными сетями. В результате мы создаем действительно массовую и уникальную услугу, которая существенно поднимает конкурентные преимущества Импэксбанка на рынке. Все это, заметьте, становится возможным благодаря развитой информационной инфраструктуре.

Другой пример использования системы мгновенных расчетов — услуги, которые мы оказываем ритейлинговым компаниям, работающим в масштабе России. Так, например, сейчас мы работаем над проектом организации системы оплаты услуг компании «НТВ-Плюс», действующей во всероссийском масштабе. Оперативность расчетов здесь имеет колоссальное значение как для самого поставщика услуг, так и для клиентов «НТВ-Плюс».

И, наконец, третий пример использования той же онлайновой технологии — обслуживание крупных компаний, имеющих дочерние предприятия в различных регионах России. Таким клиентам мы даем возможность полностью контролировать в режиме реального времени финансовые потоки, проходящие через «дочек» в самых разных частях страны.

«Б. Т.»: Насколько велик «запас прочности» информационной системы Импэксбанка? Не потребует ли реализация всех упомянутых вами проектов серьезного наращивания вычислительных мощностей?

А. Г.: Запас, по крайней мере, пятикратный. Сегодня АБС Symbols, работающая на многопроцессорных серверах Sun, не только обрабатывает все транзакции по платежным поручениям, но и в онлайновом режиме осуществляет все проводки, скажем, по карточным транзакциям (а это десятки тысяч операций ежедневно). При этом время реакции системы не превышает десятых долей секунды. Так что нам есть куда расти и без каких-либо серьезных технологических изменений.

«Б. Т.»: А что вы думаете по поводу такой отрасли ИТ, как интернет-системы на службе банков? Насколько адекватно оценивается сегодня их роль?

А. Г.: Как заметил однажды Виктор Геращенко, «Интернет есть, а счастья нет». На мой взгляд, финансовые услуги, оказываемые через Интернет, сегодня реально востребованы лишь единицами клиентов. Этот рынок, безусловно, растет, но я не вижу предпосылок для того, чтобы бросаться туда сломя голову. Достаточно (что мы, собственно, и делаем в Импэксбанке) двигаться к «светлому интернет-будущему» небольшими шагами, не убегая далеко от потребностей клиентов. Сейчас, например, мы предоставили бесплатную возможность получать выписки через Интернет нашим клиентам, уже использующим традиционную систему «Клиент—Банк».

«Б. Т.»: Сейчас часто говорят о том, что основная миссия ИТ в банковском бизнесе на сегодняшний день состоит не столько в создании базы для новых услуг, сколько в снижении издержек. Как бы вы прокомментировали это утверждение?

А. Г.: Снижение стоимости транзакций — действительно, очень важная задача для любого банка. В конечном итоге это задача максимально эффективного управления банком. И я бы поставил вопрос несколько шире и поговорил не только о роли информационных технологий в эффективности управления, но и о роли банковских подразделений, отвечающих за внедрение и использование ИТ.

Импэксбанк — большой и, по российским меркам, немолодой банк. Исторически департамент информационных технологий в нашем банке выполнял помимо всего прочего и функции разработчика целого ряда программных продуктов, стоящих на службе банковского бизнеса. Так, скажем, система «Клиент—Банк», которую мы используем и по сей день, у нас «самописная». Я не хочу сказать, что это верный подход. Просто такова традиция, очень характерная для крупных российских финансовых институтов.

Сегодня все меняется. Год назад у нас работали 120 сотрудников, сегодня их лишь 70, и программистов из них — менее 10%. Наша миссия — не разработка программных продуктов, а управление информационными потоками.

Для того чтобы эффективно управлять банком, руководство должно иметь максимально возможный объем информации, обеспечивающий качество работы системы принятия решений. Сегодня эта информация аккумулируется и анализируется множеством подразделений банка: при этом каждое из них пользуется собственными программными продуктами и методиками анализа (зачастую меняющимися во времени). Результат, я думаю, очевиден.

На мой взгляд (и эта позиция, к счастью, находит понимание у высшего менеджмента банка), система сбора и подготовки информации для принятия решений должна быть единой и централизованной, унифицированной по средствам и методикам, а значит — максимально достоверной и эффективной. Создание такой информационной системы и управление ею и есть основная сегодняшняя задача департамента информационных технологий большого банка.

«Б. Т.»: А почему бы просто не приобрести ERP-систему соответствующего уровня?

А. Г.: Если речь идет о покупке системы класса SAP R/3 «под ключ», я отвечу так: если банку некуда девать деньги, можно пойти и таким путем.

Я не призываю ИТ-подразделения банков к разработке ERP-систем. Их задача состоит в грамотном выборе такой системы из имеющихся на рынке решений, ее настройке и интеграции с другими информационными системами, работающими в банке.

«Б. Т.»: Не секрет, что многие крупные банки создают на базе своих ИТ-подразделений самостоятельные фирмы, работающие в области автоматизации, в том числе и на внешнем рынке. Как увязать эту тенденцию с теми изменениями в роли банковских автоматизаторов, о которых вы говорите?

А. Г.: Связь, на самом деле, прямая. Во всем мире банки широко практикуют аутсорсинг ИТ-услуг. И если говорить о структурных изменениях, переживаемых сегодня департаментом, который я возглавляю, то все они, в конечном итоге, направлены на создание системы внутреннего аутсорсинга. Если раньше департамент информационных технологий Импэксбанка состоял из управления телекоммуникаций, управления компьютерного оборудования, управления разработки и т. п., то сегодня структура уже совершенно иная. Так, мы создаем службу, которая будет заниматься поддержкой пользователей; подразделение, отвечающее за ИТ-инфраструктуру банка, и управление развития. Одновременно на базе департамента информационных технологий уже созданы компании, занимающиеся работой на внешнем по отношению к банку рынке, т. е. внешним аутсорсингом. В условиях, когда банки не испытывают избытка средств, это самый выгодный путь и для департамента информационных технологий, и для других бизнес-подразделений.

ИТ-подразделения банков должны перестать выглядеть как «затратные ямы» в структуре банков. Они должны быть доходными и прозрачными. Аутсорсинг ИТ-услуг, как мне кажется, самый верный путь к этой цели.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации