Характерные особенности банковских услуг:
Вопрос применения маркетинга зависит не от размера банка, а от его намерений, планов, позиций. Комплексное, полное, всестороннее применение маркетинга обходится достаточно дорого для любого хозяйствующего субъекта. На практике чаще встречается применение отдельных экономически выгодных элементов маркетинговой деятельности. Таким образом, высокую стоимость нельзя возводить в ранг особенностей банковского маркетинга.
Обобщенный подход к маркетингу в банке представлен табл. 1.
Таблица 1. Зависимость особенностей банковского маркетинга от особенностей банковских услуг
Особенности банковского маркетинга | Особенности банковских услуг |
Дифференцированный подход к банковским услугам | Необходимость оптимизации обслуживания разных клиентов |
Универсализация деятельности | Необходимость оптимизации обслуживания разных клиентов |
Оптимизация клиентской базы банка | Заемные средства. Связь с клиентскими и банковскими рисками. Зависимость от клиентов. Необходимость обслуживания разных клиентов. Зависимость стабильной работы от доверия клиентов |
Анализ решений, действий, намерений властных структур в отношении банковской системы. Анализ экономики страны, регионов, секторов, рынков | Жесткое государственное регулирование. Зависимость от клиентов |
Устойчивое сотрудничество с клиентами: установление, поддержание партнерских, доверительных отношений | Зависимость от клиентов, их доверия |
Зависимость банка от своих клиентов ведет к необходимости оптимизации клиентской базы, к необходимости анализа решений, действий, намерений властных структур в отношении банковской системы, к необходимости устойчивого сотрудничества с клиентами (установление, поддержание партнерских, доверительных отношений). Чем более точные данные о потребностях клиентов будут у банка, тем полнее и точнее банк сможет согласовывать свои и клиентские интересы и тем самым максимизировать свою прибыль.
Необходимость оптимизации обслуживания клиентов приводит, как было показано, к необходимости дифференциации банковских услуг, универсализации деятельности банка, оптимизации клиентской базы банка. Данную особенность необходимо учитывать на всех этапах маркетинговой деятельности и, в особенности, на этапе разработки банковских продуктов. Банку приходится согласовывать движение денег и их эквивалентов разных сумм и разной срочности. От этого зависит возможность создания многих банковских продуктов. Например, возможность покупки банком того или иного векселя, предлагаемого клиентами, зависит от наличия свободных средств в достаточном количестве, от возможности их привлечения под покупку векселя, от наличия клиентов, которые были бы заинтересованы в покупке данного векселя, и т. д.
Стабильная работа банка зависит от доверия его клиентов. Как было показано, из этой особенности следует необходимость организации ведения клиентской базы банка, устойчивого сотрудничества с клиентами на основе системного и детального анализа всей совокупности клиентов и каждого из них.
Такой анализ позволит осуществлять соответствующую корректировку клиентской базы.
Характерной особенностью банковских услуг является и то, что они имеют относительно большую протяженность во времени. На практике это отражается, главным образом, на умении менеджеров банка устойчиво сотрудничать с клиентами, устанавливать, поддерживать партнерские, доверительные отношения.
Последней характерной особенностью банковских услуг является их информационная емкость. Маркетинговая деятельность в банке должна включать мероприятия по сбору, анализу, систематизации актуальной маркетинговой информации. Данные процедуры должны быть четко отлажены, включать высокотехничные и научные технологии по оперированию с маркетинговой информацией в коммерческом банке.
В табл. 2 указаны особенности банковского маркетинга, соответствующие каждой из особенностей банковских услуг.
Таблица 2. Зависимость особенностей банковского маркетинга от особенностей банковских услуг
Особенности | Специфика банковского маркетинга |
Исключительные: |
Учет социально-психологического отношения людей к деньгам, использование данной особенности при продвижении банковских продуктов, при создании имиджа коммерческого банка |
Характерные особенности: |
Необходимость оптимизации клиентской базы банка |
Системный и детальный анализ клиентской базы банка | |
Сложность получения и сохранения банковской маркетинговой информации | |
Анализ решений, действий, намерений властных структур в отношении банковской системы, экономики страны, регионов, секторов и рынков | |
Использование на этапе продвижения банковских продуктов, при создании положительного имиджа коммерческого банка | |
Использование данной особенности на этапе продвижения банковских продуктов и на этапе формирования маркетинговой стратегии | |
Необходимость устойчивого сотрудничества с клиентами: установление, поддержание партнерских, доверительных отношений | |
Использование высоких технологий в работе с банковской маркетинговой информацией |
Выявленная специфика банковского маркетинга не в полной мере учитывается функционирующими сегодня российскими коммерческими банками. Учет разделения особенностей банковских услуг на исключительные и характерные в банковском маркетинге позволит коммерческим банкам формировать условия устойчивого развития.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека: монополия или конкуренция
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.