Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Электронное правительство для электронной демократии. Поле чудес в… нашей стране

В рамках очередной выставки по электронной коммерции E-COMMEX'2001, неизвестно зачем и неизвестно для кого проходившей 20—23 февраля 2001 г. в ЦМТ, состоялась конференция, посвященная новому для нас слову е-Government.

Сначала несколько слов о выставке. Мне показались не совсем понятными цели ее организаторов, если учесть, что кроме нескольких отважных фирм, среди которых оказались АСА, "Лунарт", "Город-Инфо", "Формоза-Альтаир", инвестиционные компании "Интериндекс" и "Церих кэпитал менеджмент", никого из специалистов по электронной коммерции на специализированной выставке и в помине не было. Возможно, какое-нибудь иное название, например, "Издания и агентства, иногда повествующие своим читателям о e-commerce", оказалось бы для экспозиции более справедливым, поскольку лучше всего на ней были представлены именно СМИ.

Февральская выставка оказалась еще меньше, чем сентябрьская, и могло бы, наверное, у кое-кого сложиться горестное впечатление, что электронному бизнесу в России пришел конец… И напрасно! Судя по теме конференции, этого никак не скажешь. Если интерес к технологиям электронного бизнеса — что продемонстрировала не явившаяся аудитория выставки — очень низок, то цели проведения конференции были явно высоки. Ее организаторы предложили обсудить идею электронного правительства в России — эдакого электронного поля или электронного пространства чудес, благодаря которому, по мнению отдельных участников конференции, сократится бюрократический аппарат чиновников, упростится процедура оплаты налогов и пошлин, увеличится количество транзакций, уменьшится коррупция и преступность, а главное — изменится сама природа власти, став более демократической, более народной. Проще говоря, е-Government для e-demos, или срочная интернетизация всей страны!

Что же такое электронное правительство и как это новое понятие появилось у нас? А очень просто, как и все Интернет-технологии, понятие е-Government пришло к нам с Запада с отставанием приблизительно в три года. 1 июля 1997 г. в США начал развиваться проект e-Government — в 2001 он докатился и до нас. Правда, тенденции Government to Business; Government to Citizens и Government to Government, к которым на Западе готовы, явно застанут в России многих врасплох. Как правильно указал на конференции Александр Козленко, вице-президент компании Actis Systems, написавшей стратегию портала для правительства Казахстана, в России две основные проблемы, мешающие реализации проекта, — идеологическая (мало кто у нас заинтересован в прозрачности информационных потоков) и, как обычно, денежная проблема (кто будет спонсором такого дорогого проекта).

Определение термина "электронное правительство", предложенное на конференции представителями Института развития информационного общества, таково: "Информационное взаимодействие органов государственной власти и общества". Электронное правительство — это усиление прозрачности деятельности государственных структур и повышение эффективности государственного управления. Вышеозначенный институт разрабатывает сейчас проект, в задачи которого входит реальная поддержка гражданина как клиента в предоставлении государством услуг населению. И все это, по словам создателей, начинается с 1 марта 2001 г. в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Казани.

Как будет реализовываться проект, покажет будущее, а вот настоящее у электронного правительства, как и электронной коммерции и электронного бизнеса в России, боюсь, не самое безоблачное, поскольку в этой сфере у нас нет даже законодательной базы, а одни только разговоры (зато весьма красноречивые). На той же конференции руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции Илья Митричев рассказал о "всплеске законодательной активности", наблюдавшейся осенью прошлого года, которая так ни к чему (хорошему) и не привела. По словам г-на Митричева, в сфере В2С не раз производились попытки поставить законодательство на службу электронному бизнесу. В пакете законопроектов об электронных сделках существует два раздела: "Электронная коммерция" и "Закон об электронной подписи" — детище Российского Правительства. Ни один из этих законов еще не поступил в Государственную Думу, что, разумеется, тормозит развитие не только проекта электронного правительства, но и самого электронного бизнеса в России.

Так почему же в России нельзя осуществить столь прекрасную, светлую и гуманную (а именно такой она должна казаться потенциальному пользователю) идею, как электронное правительство? Была у нас, кстати, уже одна идея, и не менее светлая и гуманная, только неосуществимая! Ответ кроется в самом замысле, призывающем к повышению открытости и прозрачности органов власти и к обеспечению свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации. Кому это выгодно? А как тогда будут жить многочисленные чиновники и бюрократический аппарат, имя которому легион и который всегда, начиная с золотоордынских баскаков, вольготно жил на Руси?

Сегодня проект e-Government успешно развивается в Соединенных Штатах, где на него тратятся десятки (а скоро уже и сотни) миллиардов долларов. Отмечено, также, что в Австралии ведется агрессивная политика по реализации проекта электронного правительства. По мнению участников конференции, заглядывающих в светлое будущее, консалтинг в области e-Government будет происходить быстрее и эффективнее чем на В2В- и В2С-рынках, поскольку государство имеет больше власти. Только вряд ли те, "кому на Руси жить хорошо", сейчас готовы воспользоваться своей властью в этом направлении, ведь, как заметил президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, трудно поднимать столь важные проблемы, когда не у всех российских чиновников на столах присутствуют компьютеры. А есть ли у первых вообще потребность в последних?

Анна Егорова

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации