Стратегия действия на рынке производителей и продавцов сетевых товаров
Основой стратегии поведения на рынке производителей и продавцов сетевых товаров является парадоксальный, на первый взгляд, тезис:
Быть монополистом на рынке сетевого товара экономически не выгодно.
В качестве доказательства предлагаются следующие факторы:
Особенности тарифной политики при продаже сетевых товаров
В силу указанных специфических свойств сетевых товаров необходим их учет при разработке тарифной политики для обеспечения получения максимальной прибыли от их продажи.
Перечисленные в определении свойства сетевого товара являются основой для формирования тарифных планов при продаже сетевого товара потребителям. Ограничителем является максимальная суммарная плата, получаемая с владельцев сетевого товара, при которой обеспечиваются массовые продажи.
В тарифный план сетевого товара входят следующие позиции:
По поводу штрафов можно выдвинуть предположение, что с развитием производства и потребления сетевых товаров возникнет особое законодательство, определяющее правила поведения владельцев сетевых товаров в информационно-экономическом пространстве, а лишение прав пользования сетевым товаром члена общества будет равносильно тому, что он станет изгоем общества, в значительной степени ограниченным в своих правах. Этот аспект весьма любопытен, но его исследование не входит в задачу авторов.
Таким образом, доход продавца сетевого товара определяется по следующей формуле:
I = F(O, A, T, P), где:
I — доход продавца,
получаемый от продажи и обслуживания сетевого товара;
O
— доход продавца от первоначальной продажи сетевого
товара;
A — абонентская плата;
T — плата
за транзакции;
P — штрафы.
Определение функции F является маркетинговой задачей при продаже сетевого товара. Строго говоря, функция может быть разной для разных групп потребителей сетевого товара. Так, например, обычной практикой является выделение группы VIP-потребителей, которые вносят только абонентскую плату. Все остальное они получают бесплатно (в том числе бесплатное восстановление сетевого товара при его утере).
Математическое описание динамики продаж сетевого товара
Для наглядной иллюстрации и моделирования динамики продаж сетевого товара удобно использовать известную модель мобилизации, которая описывает вовлечение людей в процессы какого-либо участия (подробнее можно ознакомиться, например: Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И. Оптимизация банковских процессов и принятия решений // Моногр. /Под научной ред. докт. техн. наук, проф. Ю. Н. Арсеньева. М.: Высшая школа, 1999. С. 609). В простейшем случае в качестве основной идеи моделирования можно использовать следующее уравнение:
V(t + 1) = (A + Z1) + (B + Z2)*V(t),
где V(t + 1) —
прогнозируемый объем продаж сетевого товара в следующий отчетный
момент времени;
V(t) — достигнутый объем продаж
сетевого товара в текущий отчетный момент
времени;
A, B — константы, определяющие
динамику продаж сетевого товара;
Z1, Z2 —
случайные переменные, определяющие естественные случайные колебания
динамики продаж сетевого товара.
Следует отметить, что приведенная модель описывает период продаж в условиях ненасыщенного рынка, т. е. именно в тот период, когда действует сетевой эффект.
Пример сетевого товара в финансовом секторе экономики
Глобализация экономики на всех уровнях впрямую затрагивает и финансово-кредитную сферу, инициируя предложение банками для своих клиентов сетевых товаров. Одним из них являются пластиковые карточки, которые полностью удовлетворяют формальному описанию сетевого товара.
Рис. 3 демонстрирует проявление сетевого эффекта. Первый график показывает динамику продаж пластиковых карточек в условиях отсутствия конкуренции, а второй — при наличии одного конкурента. Данные, на основании которых строились графики, являются реальными и представляют собой динамику продаж пластиковых карточек в двух районных центрах Тульской области, обладающих примерно одинаковыми экономическими потенциалами. Эмиссия пластиковых карточек проводилась в условиях одинаковой тарифной политики. Очевидно, что в случае наличия конкуренции имеется явно выраженное проявление сетевого эффекта.
Предлагаемые авторами статьи подходы могут помочь специалистам, занимающимся изучением рынка различных групп сетевых товаров, при определении направления инвестиций и маркетинговой политики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Патентная неизбежность для малого бизнеса
Ипотека: монополия или конкуренция
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Лучше банка может быть только… брокер!
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.