Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Перспективы развития инвестиционной активности в Интернет-технологии России

Как известно по результатам различных опросов специалистов в области информационных технологий и банкиров, к числу проблем, стоящих на пути развития Интернет-бизнеса в России, относятся:

Тем не менее, по наблюдениям автора, откровенно скептические настроения, преобладавшие на российском рынке в 1998—1999 гг., начинают замещаться осторожным оптимизмом в условиях роста деловой и инвестиционной активности. Специалисты отмечают, что острота некоторых упомянутых выше проблем постепенно снижается:

Непосредственным свидетельством роста интереса к возможностям инвестирования в Интернет-технологии в России явилась состоявшаяся 26 октября 2000 г. в Москве Международная конференция «Инвестиции в развивающийся рынок Интернет-технологий России». Наряду с представителями компаний, занимающихся Интернет-бизнесом в России, в конференции принял участие целый ряд российских инвестиционных банков и компаний, таких как «Ренессанс Капитал» (генеральный спонсор конференции), «Тройка-Диалог», «Атон», присутствовали и представители Европейского банка реконструкции и развития.

Интенсивные дискуссии, проходившие в зале заседаний и в кулуарах, касались в первую очередь перспектив развития Интернет-бизнеса в России, роли новых технологий в экономическом развитии. К числу важнейших достоинств Интернет-технологий относится возможность достижения экономии масштаба — одном из ключевых условий достижения преимуществ в конкурентной борьбе (а также следствие конкурентной борьбы). Интернет-технологии служат решению задачи ускорения и оптимизации доставки продукта к потребителю, являются мощным инструментом повышения темпов разработки и внедрения новых товаров и услуг. Как подчеркнул в своем выступлении бывший премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, «для того чтобы выжить в глобальном масштабе, (компании) необходимо стать большой и быстрой…». В условиях обостряющейся конкуренции во всех отраслях экономики повышается значение развития клиентских отношений, особенно важной становится скорость предоставления необходимых клиентам услуг при оптимальном качестве.

Здесь необходимо подчеркнуть, что Россия, по мнению участников конференции, не оказалась в стороне от мировых процессов развития новых технологий. Новая российская экономика, т. е. быстрорастущий высокотехнологичный бизнес, «началась» 12 лет назад, но только полтора года назад она получила признание как потенциального участника глобального венчурного бизнеса. Для России также характерны мировые тенденции, в частности концентрация бизнеса, ставшая результатом конкуренции: активно идет процесс поглощения крупными компаниями мелких; по оценкам специалистов, в настоящее время 7 компаний контролируют приблизительно 80% оборота в российском Интернете. Мировые тенденции экономической глобализации неизбежно приведут к тому, что наиболее крупные российские компании трансформируются в транснациональные корпорации. При правильной организации бизнеса российские компании могут воспользоваться позитивным международным опытом и избежать ошибок, сделанных западными компаниями.

Как показал мировой опыт, существуют три потенциальные модели развития высокотехнологичного бизнеса (об этом также много говорилось на конференции):

1. Национальная. Производство программного обеспечения, решений и технологий для местного рынка.

Преимущество: хорошее знание местного рынка. Недостаток: ограниченность местного рынка.

В настоящее время российский рынок хорошо развит и находится на подъеме. Сейчас в России приблизительно 3 млн пользователей Интернетом, но, по мнению участников конференции, средний пользователь беден, поэтому 3 года — максимальный срок ориентации на национальную модель развития, несмотря на то, что число пользователей устойчиво растет. Важно и то, что значительное число пользователей Интернета — студенты, что создает определенные предпосылки для развития бизнеса.

2. Индийская/тайваньская модель. Создание научно-исследовательских центров для работы по контрактам от развитых регионов в сфере информационных технологий.

Преимущества: дешевая рабочая сила; невысокий «входной барьер» уровня менеджерского опыта. Недостатки: недостаток связей с Силиконовой долиной и другими регионами, необходимых для получения контрактов (как одну из возможностей участники конференции подчеркнули необходимость развития связей с русской диаспорой); нестабильный в долгосрочной перспективе поток денежных средств (выручка); высокая цикличность бизнеса; острая конкуренция со стороны стран Юго-Восточной Азии и Индии (в частности, индийский оборот в сфере производства программного обеспечения в 20 раз больше российского при почти равном числе работающих); низкий уровень добавленной стоимости (что естественно — основная часть добавленной стоимости достается производителю технологичного продукта на последних стадиях производства); мало возможностей для получения дохода от инноваций; неопределенная стратегия выхода из бизнеса для инвесторов ранней стадии, что создает трудности в привлечении капитала.

Несмотря на проблемы, российский бизнес оффшорного программирования, появившийся в начале 1990-х гг., устойчиво растет, при этом темпы роста достигают 50—60% в год. По мнению специалистов, это новый рынок с широким спектром перспектив, кроме того, модель может работать и на внутреннем рынке (создание системы местных субконтракторов у местных контракторов — по этому принципу, например, в свое время развивалась автомобильная промышленность Японии).

3. Израильская/скандинавская модель. Создание новых оригинальных технологий для продажи в мире (в порядке приоритетов: США, Европа, Юго-Восточная Азия).

Преимущества: максимальный уровень добавочной стоимости, наиболее полное использование конкурентных возможностей, предлагаемых российским рынком квалифицированной рабочей силы, понятная стратегия выхода из бизнеса для инвесторов ранней стадии. Недостаток: требует отличного понимания тенденций мирового рынка и маркетинга.

Израильская модель представляется наиболее перспективной, и развитие по этому сценарию будет проходить по мере приобретения необходимого опыта работы на мировом рынке. Возможно, полезным было бы использование знаний специалистов финансового сектора, который в докризисный период был лидером среди отраслей российской экономики по объемам и качеству работы на международных рынках.

Интернет и связанные с ним технологии коренным образом изменили способ взаимодействия деловых предприятий. Эти изменения существенно сказались на стратегии и политике как Интернет-бизнеса, так и традиционного бизнеса. Именно поэтому особую важность приобретают проблемы корпоративного управления.

К числу проблем корпоративного управления, стоящих на пути развития высокотехнологичного бизнеса в России, участники конференции отнесли недостаток числа подготовленных менеджеров среднего звена, которые могли бы выступать в роли руководителей проектов. И это не случайно: сложившаяся в России за долгие годы управленческая практика такова, что принятие решений в российских компаниях сконцентрировано на верхнем уровне, менеджеры среднего звена не имеют должной степени самостоятельности. В результате высшее руководство оказывается перегруженным текущими вопросами, реализация проектов замедляется. Решением проблемы могла бы стать (и уже реализована лидерами рынка) оптимизация системы управления, включающая должную делегацию полномочий. На позиции менеджеров среднего звена — руководителей проектов в настоящее время, возможно, целесообразно привлекать обладающих необходимыми знаниями и опытом иностранцев, не забывая при этом и о подготовке отечественных специалистов требуемой квалификации.

В целях улучшения корпоративного управления необходимо изучать чужие ошибки (важно не только для бизнесмена в Интернете, но и для банкира). В частности, эксперты отмечают, что в 95% случаев причиной краха фирм в сфере электронной коммерции является неправильное финансовое планирование. Это может быть связано как с переоценкой притока денежных средств от электронной торговли, так и выручки от рекламы. Как отметил один из участников конференции, одним из путей достижения успеха сайта является генерирование основным бизнесом потока денежных средств, достаточных для его создания и поддержания.

Классической ошибкой стало приоритетное размещение на сайте рекламных баннеров, а не известных брэндов, недооценка печатных средств массовой информации, т. е. сочетание рекламы в печати и в Интернете. Недооценка техники перекрестных продаж и интерактивных возможностей Интернета также были причиной неудач.

Еще одной крупной проблемой является непрозрачность российского рынка. Нормализация налоговых отношений и введение международных стандартов бухгалтерского учета, наряду со значительным сокращением отставания юридической стороны электронного бизнеса от технической (об этом говорили многие выступившие на конференции руководители компаний), позволит улучшить положение дел в этом направлении.

Совершенное законодательство и стабильность банковской системы — основные условия развития бизнеса в Интернете в России (прежде всего, в части электронных расчетов). Представляется полезным изучение опыта Великобритании, за последний год существенно продвинувшейся вперед в сфере развития законодательства в части электронной коммерции.

Хотелось бы подчеркнуть, что «главное препятствие на пути новых технологий — правительство» (по словам Б. Нетаньяху). Минимизация бюрократии и создание благоприятного налогового климата позволит России добиться серьезных успехов на пути развития новых технологий. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, новый российский Налоговый кодекс, вступающий в силу в 2001 г., становится еще одним важным фактором, повышающим конкурентоспособность бизнеса в сфере информационных технологий. (К сожалению, остаются некоторые ограничения в части амортизации, что мешает быстрому и эффективному обновлению основных фондов — важному условию успешного применения информационных технологий.) Повышения кредитных возможностей российских банков (а именно они должны со временем стать основными проводниками инвестиций и кредиторами «новой экономики») можно достичь за счет сокращения налогов на банки до уровня предприятий (для выравнивания нормы прибыли), снижения издержек банков путем сокращения объемов представляемой отчетности, упрощения процедур кредитования. (По-прежнему остается загадкой, зачем нужно уведомлять налоговую инспекцию об открытии ссудных счетов, единственным предназначением которых является учет выданных клиенту кредитов.)

Кажется, и среди банкиров начинают преобладать оптимистические настроения в отношении Интернет-бизнеса. Как показывает практика, достижение успеха, приобретение позитивного опыта работы на российском рынке дает его обладателю несомненное конкурентное преимущество при выходе на международные рынки. Используя высокий интеллектуальный потенциал России и полученный в результате внедрения новых технологий опыт, новое поколение российских Интернет-компаний держит в руках ключи к своему успеху и процветанию регионов, где они ведут бизнес.

Таким образом, несмотря на уже перечисленные проблемы, стоящие на пути развития Интернет-бизнеса в России, ведущие специалисты в области информационных технологий и инвестиционные банкиры считают российский рынок Интернет-технологий перспективным и принципиально интересным для реализации инвестиционных проектов. Практикой доказано, что применение передовых информационных технологий в текущей работе российских компаний создает важнейшее условие для улучшения их финансовых показателей.

Андрей Седин

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации