«Величайшие истины бывают обыкновенно
самыми простыми».
Мальзерб
Доходность активных операций российских банков в последнее время резко снизилась и они больше не получают сверхприбыли, как это было на протяжении 1991—1998 гг. (ГКО с доходностью 200% годовых, переоценка валютных активов в несколько раз). Это заставляет уделять максимум внимания поискам и использованию любых способов для получения дополнительных доходов. Одна из таких потенциальных возможностей (помимо прочих, например, рассмотренных в статье: Гузов К. О. Формирование оптимального портфеля привлечения: оценка стабильности остатков денежных средств на клиентских счетах "до востребования" // Банковские технологии. 2001. № 12. С. 47-53) заключается в получении максимально возможных непроцентных доходов, а именно - получении комиссионного вознаграждения за услуги, оказываемые клиентам.
Выдвинем утверждение, что платные услуги, оказываемые банками своим клиентам, сегодня являются самым стабильным и наиболее перспективным источником дохода. Однако, к сожалению, в нашей стране давно сложилась такая ситуация, при которой обслуживание клиента осуществляется банком практически бесплатно. В журнале «Профиль», например, периодически приводятся сведения о процентных ставках, выплачиваемых по вкладам физических лиц и данные о тарифах на обслуживание их счетов в различных банках. Из приводимых данных видно, что обслуживание счетов физических лиц в российских банках бесплатное, в то время как в западных банках практически за любую операцию (транзакцию) с клиента взимается комиссия, пусть маленькая, но никак не нулевая.
Комиссионные доходы, которые получает банк, не в полной мере покрывают его расходы на оказание данных услуг и на обеспечение своего нормального функционирования и развития. Так, например, коэффициент покрытия непроцентных расходов (здесь под ними понимается заработная плата, административно-хозяйственные и аналогичные им расходы на содержание и обеспечение функционирования банка) комиссионными доходами для Тульского отделения Сбербанка России на 1 января 2001 г. составляет около 20% (на 1 января 2000 г. - около 14%). Отсюда можно сделать вывод, что в большинстве случаев обслуживание клиента осуществляется отделением "за свой счет". Раньше все непроцентные расходы покрывались за счет высокодоходных активных операций и переоценки валютных активов. На непроцентные расходы (без учета переоценки и создания РВПС - резерва под возможные потери по ссудам) практически не обращалось внимания, поскольку их доля в общей массе расходов была незначительна. Теперь ситуация кардинально изменилась. Процентные доходы еле-еле покрывают процентные расходы.
Поскольку повышение доходности активных операций и резкие изменения (падение) курса рубля по отношению к доллару в обозримой перспективе маловероятны, теоретически есть три возможных пути выхода из сложившейся ситуации (снижение стоимости привлекаемых ресурсов не рассматривается в контексте данной статьи):
Значительное снижение непроцентных расходов в том виде, в котором они рассматриваются в данной статье, маловероятно. Расширение спектра предоставляемых услуг и увеличение объемов операций требует от банков дополнительных финансовых вложений. Например, внедрение в регионе расчетов по пластиковым карточкам требует развития коммуникационной сети, закупки банкоматов, терминалов, собственно карточек и пр. Увеличение объемов услуг инкассации требует дополнительных затрат на автомобили, вооружение и др. Такая же ситуация и с заработной платой. Ее снижение невыгодно с точки зрения кадровой политики. Наоборот, скорее возможен рост расходов на оплату труда, поскольку увеличение объемов операций, как правило, требует введения новых штатных единиц и значительного повышения профессиональных качеств работника.
Повышение тарифов является более или менее реально осуществимым способом исправить ситуацию. Однако на этом пути есть одно довольно существенное и практически непреодолимое препятствие — конкуренция на рынке не всегда позволяет поднять тариф до уровня, необходимого для достижения полной окупаемости комиссионными доходами расходов на содержание и обеспечение функционирования банка.
Увеличение доли платных услуг является наиболее предпочтительным способом достижения цели. Рискнем выдвинуть предположение, что все услуги, оказываемые клиентам, должны оплачиваться. Допустим, положил человек деньги во вклад - значит необходимо брать плату за обслуживание счета, или за совершение операций по нему, как это делается в заграничных банках. Любая операция должна приносить "прямой" ("мгновенный") доход. Так, например, покупка-продажа валюты у населения приносит "прямой" доход от установленной разницы курсов на покупку и продажу валюты. Если вкладчик только положил деньги во вклад и не совершает каких-либо операций с ним (переводы, оплата коммунальных и других услуг со счета), то непосредственных "прямых" доходов это банку не приносит. Доход возникает только при условии размещения части привлеченных средств (за минусом обязательных отчислений в ФОР) в активные операции, такие как кредитование и ценные бумаги. Но, как уже упоминалось выше, данные операции на сегодняшний момент уже не обеспечивают достаточный уровень доходности для того, чтобы покрывать все процентные и непроцентные расходы. Их едва-едва хватает на покрытие только процентных расходов. Что уж тут говорить о необходимой рентабельности и формировании фондов производственного развития.
Как правило, истина лежит где-то посередине. Возможно, наиболее рациональным является комбинирование второго и третьего способов, т. е. сочетание установления максимально возможных тарифов на услуги с одновременным расширением перечня платных услуг, а в перспективе - полного исключения случаев бесплатного оказания услуг клиентам.
Итак, пока мы только определили, что надо делать. Теперь необходимо дать ответ на другой вопрос — как это надо делать.
Вопросы расчета себестоимости оказываемых услуг в настоящее время достаточно подробно рассматриваются в современной экономической литературе.
В зависимости от особенностей услуги, размеров и финансовой мощи финансово-кредитной организации, целей, которые она перед собой ставит, используются различные способы расчета себестоимости банковских операций. Основными можно считать следующие:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Лучше банка может быть только… брокер!
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.