«Величайшие истины бывают обыкновенно
самыми простыми».
Мальзерб
Доходность активных операций российских банков в последнее время резко снизилась и они больше не получают сверхприбыли, как это было на протяжении 1991—1998 гг. (ГКО с доходностью 200% годовых, переоценка валютных активов в несколько раз). Это заставляет уделять максимум внимания поискам и использованию любых способов для получения дополнительных доходов. Одна из таких потенциальных возможностей (помимо прочих, например, рассмотренных в статье: Гузов К. О. Формирование оптимального портфеля привлечения: оценка стабильности остатков денежных средств на клиентских счетах "до востребования" // Банковские технологии. 2001. № 12. С. 47-53) заключается в получении максимально возможных непроцентных доходов, а именно - получении комиссионного вознаграждения за услуги, оказываемые клиентам.
Выдвинем утверждение, что платные услуги, оказываемые банками своим клиентам, сегодня являются самым стабильным и наиболее перспективным источником дохода. Однако, к сожалению, в нашей стране давно сложилась такая ситуация, при которой обслуживание клиента осуществляется банком практически бесплатно. В журнале «Профиль», например, периодически приводятся сведения о процентных ставках, выплачиваемых по вкладам физических лиц и данные о тарифах на обслуживание их счетов в различных банках. Из приводимых данных видно, что обслуживание счетов физических лиц в российских банках бесплатное, в то время как в западных банках практически за любую операцию (транзакцию) с клиента взимается комиссия, пусть маленькая, но никак не нулевая.
Комиссионные доходы, которые получает банк, не в полной мере покрывают его расходы на оказание данных услуг и на обеспечение своего нормального функционирования и развития. Так, например, коэффициент покрытия непроцентных расходов (здесь под ними понимается заработная плата, административно-хозяйственные и аналогичные им расходы на содержание и обеспечение функционирования банка) комиссионными доходами для Тульского отделения Сбербанка России на 1 января 2001 г. составляет около 20% (на 1 января 2000 г. - около 14%). Отсюда можно сделать вывод, что в большинстве случаев обслуживание клиента осуществляется отделением "за свой счет". Раньше все непроцентные расходы покрывались за счет высокодоходных активных операций и переоценки валютных активов. На непроцентные расходы (без учета переоценки и создания РВПС - резерва под возможные потери по ссудам) практически не обращалось внимания, поскольку их доля в общей массе расходов была незначительна. Теперь ситуация кардинально изменилась. Процентные доходы еле-еле покрывают процентные расходы.
Поскольку повышение доходности активных операций и резкие изменения (падение) курса рубля по отношению к доллару в обозримой перспективе маловероятны, теоретически есть три возможных пути выхода из сложившейся ситуации (снижение стоимости привлекаемых ресурсов не рассматривается в контексте данной статьи):
Значительное снижение непроцентных расходов в том виде, в котором они рассматриваются в данной статье, маловероятно. Расширение спектра предоставляемых услуг и увеличение объемов операций требует от банков дополнительных финансовых вложений. Например, внедрение в регионе расчетов по пластиковым карточкам требует развития коммуникационной сети, закупки банкоматов, терминалов, собственно карточек и пр. Увеличение объемов услуг инкассации требует дополнительных затрат на автомобили, вооружение и др. Такая же ситуация и с заработной платой. Ее снижение невыгодно с точки зрения кадровой политики. Наоборот, скорее возможен рост расходов на оплату труда, поскольку увеличение объемов операций, как правило, требует введения новых штатных единиц и значительного повышения профессиональных качеств работника.
Повышение тарифов является более или менее реально осуществимым способом исправить ситуацию. Однако на этом пути есть одно довольно существенное и практически непреодолимое препятствие — конкуренция на рынке не всегда позволяет поднять тариф до уровня, необходимого для достижения полной окупаемости комиссионными доходами расходов на содержание и обеспечение функционирования банка.
Увеличение доли платных услуг является наиболее предпочтительным способом достижения цели. Рискнем выдвинуть предположение, что все услуги, оказываемые клиентам, должны оплачиваться. Допустим, положил человек деньги во вклад - значит необходимо брать плату за обслуживание счета, или за совершение операций по нему, как это делается в заграничных банках. Любая операция должна приносить "прямой" ("мгновенный") доход. Так, например, покупка-продажа валюты у населения приносит "прямой" доход от установленной разницы курсов на покупку и продажу валюты. Если вкладчик только положил деньги во вклад и не совершает каких-либо операций с ним (переводы, оплата коммунальных и других услуг со счета), то непосредственных "прямых" доходов это банку не приносит. Доход возникает только при условии размещения части привлеченных средств (за минусом обязательных отчислений в ФОР) в активные операции, такие как кредитование и ценные бумаги. Но, как уже упоминалось выше, данные операции на сегодняшний момент уже не обеспечивают достаточный уровень доходности для того, чтобы покрывать все процентные и непроцентные расходы. Их едва-едва хватает на покрытие только процентных расходов. Что уж тут говорить о необходимой рентабельности и формировании фондов производственного развития.
Как правило, истина лежит где-то посередине. Возможно, наиболее рациональным является комбинирование второго и третьего способов, т. е. сочетание установления максимально возможных тарифов на услуги с одновременным расширением перечня платных услуг, а в перспективе - полного исключения случаев бесплатного оказания услуг клиентам.
Итак, пока мы только определили, что надо делать. Теперь необходимо дать ответ на другой вопрос — как это надо делать.
Вопросы расчета себестоимости оказываемых услуг в настоящее время достаточно подробно рассматриваются в современной экономической литературе.
В зависимости от особенностей услуги, размеров и финансовой мощи финансово-кредитной организации, целей, которые она перед собой ставит, используются различные способы расчета себестоимости банковских операций. Основными можно считать следующие:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.