Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Практика дистанционного банковского обслуживания в НОМОС-Банке: выбор технологии, стоимость владения, перспективы

Выбор и применение технологии ДБО

На практике, в ряде современных банков уже успешно применяются комплексные системы ДБО, сочетающие в себе различные виды дистанционного обслуживания. Универсальный банк в процессе своего развития так или иначе будет пытаться охватить дистанционным банковским обслуживанием весь спектр банковских услуг. Однако, если не быть последовательным в выборе системы, себестоимость услуг ДБО для банка будет непременно возрастать, причем с одновременным убыванием их качества. Действительно, будучи приобретаемой у разных производителей, каждая подсистема ДБО требует как минимум:

Следует отметить, что многие банки уже сегодня активно расширяют спектр предоставляемых услуг ДБО, и сейчас важно сделать правильный выбор системы. Даже люди, далекие от автоматизации, склоняются к тому, что такая система должна быть комплексной.

К сожалению, выбор по-настоящему комплексных систем ДБО на российском рынке не так велик, как этого хотелось бы конечному пользователю. Едва ли не единственной среди таких систем является новая разработка компании «Банк’с Софт Системс» — система ДБО BS-Client v.3. Другие разработчики программного обеспечения для удаленного обслуживания клиентов предлагают отдельные системы Интернет-банкинга, классического «банк—клиента» или компьютерной телефонии, что не всегда удобно, так как требует отдельной адаптации, администрирования и настройки каждой системы. Кроме этого, существенно возрастает стоимость владения системами от разных производителей.

Основными особенностями системы ДБО BS-Client нами были отмечены единый порядок отслеживания транзакций, поступивших разным транспортом, и единый порядок обращений в систему ДБО.

Немаловажным достоинством явилась и исключительная гибкость построения системы ДБО BS-Client v.3. Вся логика системы, в том числе визуальная и интеллектуальная, реализована на специальном инструментарии, доступном для администрирования специалистами банка. Такое построение системы свидетельствует о возможности ее дальнейшего развития согласно растущим потребностям банка, что в конечном итоге существенно снижает стоимость владения системой.

Отдельно отметим достаточно серьезный подход разработчиков к вопросам безопасности в подсистеме «Интернет—клиент». Многие юридические и физические лица до сих пор, и небезосновательно, опасаются использовать Интернет для проведения финансовых транзакций. Во многих программных решениях Интернет-банкинга юридическая значимость основана только на том, что «банк всегда прав». Не всех клиентов устраивают такие условия договора.

Согласно мнению специалистов компании PricewaterhouseCoopers, все проблемы, связанные с несанкционированным доступом к коммерческим Интернет-ресурсам, происходят от того, что компании не хотят тратить деньги и время на установку специальных программ защиты. Новость ФБР о том, что около 1 млн номеров кредитных карточек были украдены с сорока Веб-сайтов, была названа «самой крупной хакерской атакой на сегодняшний день». В то же время аналитики компании PricewaterhouseCoopers считают, что она далеко не последняя, поскольку большинство банков, которые вовлечены в программы Интернет-банкинга, не позаботились о том, чтобы обезопасить свои системы.

e-Commerce.ru

Благодаря достаточно удачной реализации схемы защиты в Интернет-клиенте системы ДБО BS-Client v.3 юристам НОМОС-Банка удалось составить такой договор на обслуживание с клиентом, который предполагает практически такие же механизмы разрешения конфликтных ситуаций, как и в «классическом банк—клиенте». Широкое применение технологии «тонкого» Интернет-клиента в нашем банке обеспечили именно отличительные особенности построения данного программного обеспечения.

На сегодняшний день уже более 200 юридических лиц — клиентов банка используют ДБО для работы с НОМОС-Банком. Исключительная простота работы с клиентской частью «Интернет—Клиента», а также полная безопасность и юридическая значимость финансовых транзакций позволяют надеяться на дальнейшее широкое распространение «Интернет—Клиента» и среди физических лиц — клиентов и держателей карточек банка. Сейчас с помощью систем Интернет-банкинга можно открывать и закрывать депозиты, покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связи, проводить внутри- и межбанковские платежи (по стране), переводить средства по своим счетам, включая карт-счета, оплачивать покупки, учебу, счета медицинских, страховых, юридических фирм и любые другие счета и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени. Системы Интернет-банкинга как раз незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми карточками — любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами.

Необходимо также отметить, что подсистема «Интернет — Клиент» была передана нашим банком на тестирование в академию ФСБ РФ. Результаты проверки показали, что вскрытие или отказ в работоспособности системы отмечены не были.

Дополнительные области применения технологии ДБО

2000 г. стал точкой отсчета, когда в России начали появляться банки, предложившие своим клиентам помощь в организации Интернет-представительств с полным циклом электронной коммерции. Сегодня практически не осталось компаний, которые не имеют своего сайта в Интернете. Наиболее серьезные из них, думающие о перспективах своего развития, уже не довольствуются просто наличием собственного сайта — они хотят перенести часть своего бизнеса в Интернет, иметь возможность онлайнового общения с клиентами, партнерами, банком, а также получать необходимую статистическую и маркетинговую информацию. Такой подход уже сейчас дает свои плоды, а кроме этого, нарабатывается опыт ведения бизнеса в Интернете и через Интернет.

Использование «Интернет-Клиента» как подсистемы комплексной системы ДБО BS-Client v.3 позволяет банку предоставлять своим клиентам, помимо стандартных услуг РКО, и совершенно новые. Современной, но пока еще не столь широко распространенной является возможность предоставления банком помощи своим клиентам при создании Интернет-представительств и организации полного цикла электронной коммерции.

Для решения вышеописанных задач НОМОС-Банком были использованы эксплуатируемая система ДБО BS-Client v.3 и опыт нашего партнера — компании «Банк’с Софт Системс».

Одним из первых в России НОМОС-Банк совместно с «Банк’с Софт Системс» реализовал проект по созданию Интернет-представительства для крупнейшего российского дистрибьютора печатной продукции — агентства «Роспечать». Результатом совместной работы стала возможность любого желающего из любой точки мира оформить подписку прямо на сайте агентства «Роспечать» на любое из 6000 наименований газет, журналов, книжной продукции и других товаров из подписных каталогов агентства. Оформление подписки занимает считанные минуты, и наверняка потенциальный подписчик предпочтет такой способ подписки походу на почту с необходимым заполнением вручную квитанций на каждое издание.

Технологически процесс подписки выглядит следующим образом:

В процессе совершения покупки (подписки) клиент осуществляет соединение с Веб-серверами агентства «Роспечать» и НОМОС-Банка. При связи с сервером агентства для динамической генерации HTML-страниц используются данные из БД каталога изданий, цен и клиентской БД.
Весь цикл электронной торговли показан на рисунке.

С начала этого года проект электронной подписки перешел в стадию опытной эксплуатации, и агентство «Роспечать» ожидает, что уже к 2002 г. общее количество подписчиков через Интернет достигнет 30 000 (это около 0,5% общего числа подписчиков агентства) и с каждым годом будет неизменно увеличиваться.

А НОМОС-Банк начинает ряд аналогичных проектов на базе системы ДБО BS-Client v.3 с другими своими клиентами. Совместно со своим партнером — компанией «Банк’с Софт Системс» НОМОС-Банк может предложить своим клиентам целый спектр услуг по созданию эффективного представительства в сети Интернет:

При этом поставляются следующие программные и технологические решения:

Проект «под ключ» для клиента, осуществляемый компанией «Банк’с Софт Системс», состоит из следующих основных этапов:

Перспективы применения новых технологий в НОМОС-Банке

Высокая производительность, функциональность и надежность системы ДБО BS-Client v.3, комплексное техническое обслуживание банка и всех наших клиентов нашим партнером — компанией «Банк’с Софт Системс», у которой хорошо развита служба поддержки и сопровождения, а также рекламная компания НОМОС-Банка среди существующих и потенциальных клиентов — все эти факторы предполагают дальнейшее расширение области применения технологий ДБО вплоть до каждого клиента НОМОС-Банка.

Описанные выше технологии, накопленный опыт дистанционного обслуживания клиентов и успешно реализованные проекты позволяют нам надеяться на дальнейшее расширение предоставляемых нами услуг ДБО и реализацию других проектов на базе комплексной системы ДБО BS-Client как c существующими клиентами банка, так и с новыми корпоративными клиентами, заинтересованными в развитии своего бизнеса и организации высокоэффективных Интернет-представительств и электронной коммерции.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации