В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

29 октября 2015 г.

Системные корни рецессии в России

Чтобы понять глубинные причины, стоящие за рецессией в России, мы должны рассмотреть историю Российской экономической перестройки.

Рецессия в России началась в середине 2014 года, когда на фоне сезонных колебаний ежеквартально начал снижаться ВВП. Сначала снижение было медленным (в 2014 году суммарный годовой прирост остался положительным на уровне 0,6 процента), а в 2015 году реальный ВВП сократился на 2,2 процента в первом квартале и 4,6 процента во втором квартале, по сравнению с 2014 годом.

Чтобы понять более глубокие причины нынешнего экономического спада, мы должны рассмотреть историю России в части ее перехода в новую экономику. Россия никогда не отличалась страстью к реформам. Ее экономический переход в 1990-х был долгим и болезненным из-за сложного наследия советской системы (структурных искажений, макроэкономических дисбалансов и отсутствия рыночных институтов) и из-за недостаточной политической поддержки рыночных реформ.

Тем не менее, в начале нового тысячелетия, эти реформы начали приносить свои плоды. В 1999 году экономика России вступила в фазу быстрого роста на фоне повышения цен на нефть. В то время Россию можно было рассматривать как страну, которая завершила основную фазу перехода и построила рыночную экономику, основанную на частной собственности, даже если значительные искажения и несовершенства продолжали существовать.

Переломный момент наступил в 2003 году с политически мотивированного наступления на крупнейшую российскую частную компанию ЮКОС, активы которой впоследствии перешли к государственной Роснефти. Это сопровождалось и другими государственными поглощениями в последующие годы, особенно в нефтяной и газовой отраслях, финансовом, военном и инфраструктурном сегментах. В результате, Россия начала строить своего рода гибридную систему, экономика которой в значительной степени контролируется государственной бюрократией и правящей элитой. Разумеется, усиление политического и административного контроля над экономикой сопровождается возрождением политического авторитаризма.

Негативные последствия рецентрализации в России стали полностью видны в 2008-09 годах, когда произошел мировой финансовый кризис. В 2009 году экономика России упала на 7,8 процента, и с тех пор ей не удалось возобновить свой докризисный рост. С 2010 по 2012 год прирост был, небольшой, но разумный, с годовым ростом ВВП на 5,4 процента, 4,3 процента и 3,4 процента соответственно. Тем не менее, в 2013 году - задолго до конфликта с Украиной, международных санкций и снижения цен на нефть рост уже замедлился до 1,3 процента.

В результате неполноценных экономических реформ в 1990-х и затем их частичной отмены, Россия не является располагающей страной для бизнеса, отечественного или иностранного. Это подтверждается несколькими международными рейтингами, в частности, Индексом восприятия коррупции в 2014 году, в котором Россия занимает 136 место из 175 стран, и Индексом экономической свободы, который в 2014 году поставил Россию на 140 место среди 178 стран как страну с максимально "несвободной" экономикой.

Всемирный банк и Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума поставили Россию в середине итогового рейтинга, с некоторым улучшением в последние годы. Тем не менее, в обоих рейтингах Россия плохо характеризуется по отношению к защите прав собственности, коррупции, судебной независимости, государственному регулированию, эффективности правовой системы в решении споров, организованной преступности, надежности полицейских служб, конкуренции и качества инфраструктуры.

Учитывая эти доказательства плохого управления и негативного делового климата, вряд ли удивительно, что Россия является нетто-экспортером капитала, с существенной части его валовых внутренних сбережений, вложенных не в стране, но вложенных за рубежом.

В довершении ко всему, на фоне системного экономического, в 2014 году экономика России, пострадала от двух дополнительных потрясений, во-первых, международных санкции в ответ на аннексию Крыма и военного вмешательства в Донбассе (Украина), а затем российских торговых встречных санкций; а во-вторых резкого снижения мировых цен на нефть и другие сырьевые товары. Это привело к интенсификации оттока капитала, глубокой девальвации рубля (на 48,5 процента по отношению к доллару США в период с июня 30, 2014 и 30 сентября 2015 года) и резкому сокращению спроса на внутреннем рынке.

Рекордно высокий отток капитала в 2014 году отражает дальнейшее ухудшение бизнес-климата (в частности, незащищенность прав собственности), которое, в свою очередь, привело к жесткому контролю правительства над СМИ, судебной системой, гражданским обществом и бизнес-деятельностью, в дополнение к новым ограничениям для иностранных инвесторов. Санкции США и ЕС существенно снизили возможности внешнего финансирования для крупных российских компаний и банков. Российские контр-санкции, направленные на пищевые продукты из ЕС и других западных стран, ударили по потребительским рынкам и зависящим от импорта российским фирмам.

Согласно прогнозу МВФ, опубликованному в докладе "Перспективы развития мировой экономики" в октябре 2015 года, ВВП России, сократится на 3,8 процента в течение 2015 года, и на 0,6 процента в 2016 году. Рост, как ожидается, может начаться только с 2017 года в диапазоне от 1,0 до 1,5 процентов в год.

В краткосрочной перспективе, потенциал роста будет зависеть от цен на нефть и политической способности решить украинский конфликт. Более высокие цены на нефть, например, $ 60-70 за баррель, и релаксация режима санкций могут обеспечить экономике России какую-то передышку и несколько облегчить негативное восприятие делового климата в России. Кроме того, продолжение консервативной денежной и налогово-бюджетной политики может помочь предотвратить новые эпизоды макроэкономической турбулентности, вроде тех, что происходили в конце 2014 года и начале 2015 года, что также важно для стабилизации производства и потенциального восстановления.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе перспективе однако, Россия должна решать свои основные структурные и институциональные недостатки: высокую степень зависимости экономики от нефти и остального сырья, недружелюбность делового и инвестиционного климата, подкрепленную плохим управлением. По сравнению со многими другими товаропроизводителями, Россия обладает большим потенциалом для диверсификации своей экономики, в первую очередь, располагая большими человеческими трудовыми ресурсами. Обесценивание рубля помогает решать эту задачу. Будет ли такая диверсификация реализовываться, зависит от улучшения делового и инвестиционного климата, остановки авторитарного дрейфа во внутренней политике и геополитического противостояния с Западом и другими соседями России.

Др. Марек Дабровский,
профессор Высшей школы экономики в Москве,
со-основатель и научный деятель Центра социальных и экономических исследований в Варшаве,
член Ученого совета Института экономической политики им. Е. Гайдара в Москве.



Купить сейфы в Москве по доступным ценам Сегодня сейф уже не роскошь, а обыкновенный предмет интерьера. Покупка сейфа – это всего лишь необходимая мера предосторожности, предпринимаемая человеком для того чтобы уберечь своё имущество от кражи или повреждения. На данный момент существует несколько групп или категорий, на которые примерно можно разделить современные сейфы: мебельные, офисные, огнестойкие, взломостойкие, огневзломостойкие и встраиваемые сейфы.

НОВОСТИ

15 марта 201814 марта 2018

Статьи, интервью, публикации