В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Европейские банки ощущают последствия Крымского кризиса

Райффайзен Банк

В начале 90-х годов, после окончания холодной войны, венские банки начали агрессивную интервенцию на только что открывшиеся рынки Восточной Европы. Разумеется, вновь открывшимися рынками заинтересовались и другие западные кредиторы, но австрийцы, в силу географического положения и богатой истории, сделали большие ставки на Восточную Европу и Россию.

В настоящее время, в связи с повышением региональной напряженности, австрийские банки рискуют попасть под финансовый и геополитический перекрестный огонь. То, как обстоятельства складываются для Австрии, может иметь последствия и для Евросоюза в целом, члены которого с самого начала крымского кризиса проявляли осторожность в введении санкций. При наихудшем развитии событий, европейские банки потеряют свои дочернии компании в России или не смогут вести там бизнес.

Так или иначе, аналитики ожидают, что все западные банки, ведущие бизнес на территории России, в том числе, американские, такие как Citigroup и JPMorgan Chase, сильно потеряют в прибыли на рынке, который до недавнего времени был весьма доходным.

По словам экспертов, европейские банки вложили в Россию около 194 млрд. долл., для сравнения - вклад американских банков составляет всего около 37 млрд. долларов. Именно поэтому европейцы не спешат вводить санкции против России. Кроме того, европейцы боятся, что Россия может ответить на санкции непредсказуемым образом.

Для Австрии последствия крымского кризиса уже ощущаются. Два из крупнейших банка страны - Райффайзен Банк и Банк Австрии (подразделение итальянского кредитора ЮниКредит), имеют большие украинские и российские представительства. Их совокупный оборот на территории этих двух стран составляет около 17 млрд. долл., т.е. больше, чем местный капитал банков любой другой европейской страны.

Степень опасной зависимости от ситуации могла бы быть еще больше, если бы Erste Group, крупнейший банк Австрии по размеру активов, не покинул Украину в прошлом году. Это было частью масштабного исхода иностранных инвесторов из Украины и России, обескураженных коррупцией и слабым экономическим ростом этих стран.

Еще задолго до того, как Россия присоединила к себе Крымский полуостров, Райффайзен Банк и Банк Австрии страдали от роста безнадежных кредитов и ухудшения рентабельности по всей Восточной Европе. Почти треть выданных Райффайзен Банком кредитов в Украине, на сумму примерно 1,2 млрд евро, классифицируются как невозвращенные.

Пресс-секретарь Райффайзен Банка пока отказался комментировать финансовые результаты для прессы. Банк, акции которого упали на 29 процентов с января текущего года, запланировал пресс-конференцию в Вене в четверг, на которой Карл Севельда, исполнительный директор, вероятно, должен будет ответить на вопросы о России и Украине.

Райффайзен Банк был основан в 1862 году, решение расширить бизнес на восток превратило сонный, среднего размера банк страны, население которой составляют всего 8,2 млн. человек, в мощный региональный финансовый институт.

Но, знакомая картина, банки раздавали кредиты слишком щедро. В некоторых странах, кредитование выросло на 50 процентов в год. Многие из кредитов были в иностранной валюте. Такие кредиты предлагают более низкие процентные ставки, но заемщики, которые зарабатывают свою зарплату в венгерских форинтах или украинской гривне, не справлялись с оплатой своих долгов, когда их местные валюты упали в цене.

Опасность австрийской стратегии стала очевидной в 2008 году, в начале финансового кризиса. Только аварийное вмешательства со стороны Международного валютного фонда и Европейского союза предотвратило панику среди иностранных инвесторов.

"Эту стратегию имело смысл расширить в Восточной Европе, - сказала Элени Папула, аналитик Berenberg Bank, - но стратегия не сработала так, как мы ожидали."

С 2008 года австрийское правительство было вынуждено предоставить 14 млрд евро, или 19 млрд. долл. в качестве прямой помощи банкам страны, в том числе 2,5 млрд. евро в Райффайзен Банк. Помощь была равна примерно 5 процентам от валового внутреннего продукта, что, безусловно, намного ниже, чем в таких странах, как Ирландия или Греция, но несравнимо больше, чем в некризисных странах в зоне евро.

Кризис в Украине уже коснулся австрийских налогоплательщиков. В этом месяце австрийские законодатели приостановили планы Райффайзен Банка погасить государственную помощь, так как банку, скорее всего, потребуются деньги, чтобы справиться с потерями от ситуации в регионе.

Австрийское правительство уже сталкивалось с огромными счетами, и ростом общественного возмущения из-за проблем с другим кредитором - Hypo Alpe Adria. Будучи в государственной собственности, этот банк был когда-то частью политической вотчины покойного лидера правых Йорга Хайдера. В то время как банк не имел больших операций в России или на Украине, он выдал миллиарды сомнительных кредитов в других странах Восточной Европы, таких как Хорватия.

Австрийские власти находятся в процессе минимизации потерь. Но счет продолжает расти. В прошлую пятницу банк Hypo Alpe Adria, базирующийся в Клагенфурте, столице провинции, когда-то возглавляемой г-ном Хайдером, заявил, что ему дополнительно потребуется 1,4 млрд. евро аварийного капитала, к тем 4,8 млрд. евро, что банк уже получил.

Схожая ситуация - объем кредитов Райффайзен Банка в России составляет 10,2 млрд. евро, согласно данным, собранным с помощью Morgan Stanley.

ЮниКредит, итальянский банк, который владеет Банком Австрии, вложил 12,4 млрд. евро в Россию. Только за четвертый квартал 2013 года ЮниКредит понес убытков около 15 млн. евро, что существенно уменьшает капитализацию его активов в Восточной Европе. Пресс-секретарь ЮниКредит банка отказался комментировать ситуацию для прессы.

Австрийские банки вряд ли откажутся от Восточной Европы. Райффайзен банк заверил клиентов в Украине, что ее 800 офисов на территории этой страны продолжают работать в нормальном режиме, за исключением одного офиса в Киеве, который был поврежден в результате пожара во время гражданских беспорядков.

Но сокращение идет полным ходом. И истинные масштабы риска для австрийских банков в России могут оказаться больше, чем ожидалось, говорят аналитики. Финансовые связи между Австрией, Украиной и Россией не очень прозрачные, и существует мало данных о том, кто является банковскими клиентами и насколько они могут заслуживать доверие. Это делает труднопредсказуемым результат влияния новых санкций.


Статьи, интервью, публикации