В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Вечный город: от античности к современности. Часть II

Папы страстно полюбили архитектуру,
это вечное искусство, которое так хорошо
сочетается с религией страха.
Стендаль
«Прогулки по Риму»

В III в. в Риме начала утверждаться новая сила, впоследствии кардинальным образом изменившая его облик, — христианство. Времена империи близились к концу, и по мере того как слабела империя, крепла церковь. К власти приходил новый тип личности — духовный наставник и учитель. В IV—V вв. римские епископы стали называться папами — духовными отцами христиан, а в середине V в. римская церковь добилась первенствующего положения в христианском мире Запада.

С этого периода папство получило огромное, практически решающее влияние на архитектуру и градостроительство Вечного города. Понтифики начинали свое правление либо с прокладки новых градостроительных осей, либо с сооружения крупных храмов, либо и с того, и другого. Многие улицы и проспекты Рима носят имя пап, повелевших проложить эти магистрали в сложившейся плотной застройке античных и средневековых поселений — например, Виа Джулия, Виа Леонина.

Однако папы питали неослабевающий интерес и к самым различным сторонам светской жизни. По заказу пап или кардиналов построено большинство крупных общественных зданий, богатых палаццо и вилл Вечного города, которыми мы имеем возможность восхищаться сегодня. Множество зеленых массивов Рима — сады и парки богатых вилл, построенных понтификами для себя или своих родственников . Изумляет способность папской архитектуры ассимилировать все великие достижения прошлого. Конечно, часто античные памятники использовались в качестве источника строительных материалов (как Колизей) или как фундаменты для нового строительства (например, Латеранского дворца). Замок Ангела, бывший мавзолеем римских императоров, позже был надстроен и до настоящего времени может быть использован папами в качестве укрытия в случае военного нападения.

Двигаясь от Капитолийского холма к западу, в район моста Святого Ангела, мы словно перемещаемся из времен античного язычества в эпоху папского католицизма.

Мост был сооружен в античную эпоху еще императором Адрианом, который осуществил прокладку дороги к своему мавзолею. В массивной постройке, отражающейся в водах Тибра и именующейся ныне Замком святого Ангела , погребен прах Адриана и его преемников, вплоть до Каракаллы.

Здесь русло Тибра окаймляет густонаселенный еще со времен Римской империи квартал. Квартал был защищен Аврелиевыми стенами, в которых для связи с речными гаванями были пробиты многочисленные проемы. Сюда доставлялись разные товары, продовольствие и кожи. Благодаря своей экономической значимости этот район, называемый Понте, был обитаем даже в самые тяжелые времена раннего Средневековья. Это — единственный район Рима, который был населен всегда — с первых дней города до нашего времени.

В XV в. в результате перенесения папской резиденции в Ватикан из дворца Патриархов в Латеране роль района значительно возросла, и его население увеличилось. Возник важный градостроительный треугольник, объединивший экономический, религиозный и торговый центры Рима.

Здесь были проложены новые улицы: Виа Папалис, Виа Перегринорум, Виа Джулия. В этом районе города сооружались важные управленческие здания. Так возник Монетный двор, более известный как Дворец Банка Св. Духа. Дворец замыкает перспективу улицы, носящей его название, раскрывающуюся от замка и моста Св. Ангела . Дворец Банка Святого Духа, построенный в XVI в. по проекту Браманте и перестроенный позже Антонио да Сангалло младшим, ныне является штаб-квартирой главного банка Рима — Banca di Roma . Филиалы и отделения этого крупнейшего городского банка размещены повсюду в Риме; и неподалеку в старинном доме на той же улице — небольшое отделение Banca di Roma .

Памятная доска на фасаде Дворца Банка Святого Духа — Banca di Roma — повествует об истории развития окружающих городских кварталов. Она сообщает, что в районе моста Святого Ангела в течение веков сформировалась компактная колония флорентийцев, которая особенно разрослась в XV в. после избрания на папский престол Льва Х из рода Медичи. Флорентийское землячество имело юридическую автономию, свой суд, свой храм. Статус Флоренции как признанного банкира Европы определил банковско-коммерческий характер деятельности жителей района, здесь выросли многочисленные лавки менял, обслуживавших паломников, наводнявших Город.

Улица, начинающаяся от палаццо Банка Святого Духа, ныне называющаяся улицей Новых банков , вместе с улицей Старого правительства (правительство также располагалось в этом важнейшем районе Рима) проходит по трассе старинной Виа Папалис. По ней когда-то двигались папские кортежи из Ватикана в Латеран. Улица Новых банков плотно застроена старинными многоэтажными домами, где когда-то проживали богатые флорентийцы. Верхние этажи были жилыми, а нижние служили конторами для их хозяев — ростовщиков, менял, банкиров. Во внутренние дворы домов вели арочные входы .

Улица Старых банков была проложена по трассе Виа Перегринорум, по которой шли паломники в собор Св. Петра. Сегодня на этой улице вплотную друг к другу стоят богатые жилые дома XV—XVI вв. с небольшими отделениями банков на нижних этажах, среди них — церкви эпохи Ренессанса и барокко .

Близость центра духовной и религиозной жизни Рима — папского Дворца — в сочетании с высоким финансовым статусом района притягивали знатных и богатых римлян, которые возводили здесь свои роскошные палаццо. Многие дворцы были построены для духовенства — по заказу кардиналов возводились палаццо Саккетти, палаццо Ланчелотти.

В целом не изменили ткань этого квартала и осуществленные в конце XIX в. благоустройство набережных Тибра и прокладка широкой улицы Виктора-Эммануила II. Толпы пешеходов спешат мимо богатых магазинов, ресторанов, офисов. Здесь много банков — например, Banca Popolare Commercio e Industria расположен в нижних этажах нарядного двухцветного шестиэтажного здания рядом с дорогим ювелирным магазином . Банк Credito Italiano занимает здание более скромное, но в его наружной отделке чувствуется изысканность и вкус, свойственные классической архитектуре Ренессанса. .

К улице Виктора-Эммануила II примыкает площадь Сан Панталео с памятником Марио Минетти в центре. За этим памятником расположено нарядное здание. В двухэтажном рустованном цоколе — красивый арочный портал, украшенный гербом знатной фамилии, когда-то занимавшей этот дворец. Ныне нижние этажи здания занимает офис Banca di Roma .

От площади Сан Панталео начинается Парионе, еще один район Рима, который не переживал оттока жителей. Здесь у руин античных стен (из-за которых район и получил свое название) выросли представительские городские здания. По этим улицам в дни религиозных празднеств также шли паломнические процессии и папские кортежи. В эпоху Ренессанса здесь сформировался фешенебельный патрицианский район. Вместе с тем перенос Капитолийского рынка на площадь Навона вызвал сюда приток ремесленников, разместивших свою торговлю на улицах вокруг площади. Район наводнили паломники и купцы, что привело к появлению многочисленных лавок менял, торговых домов и гостиниц. Здесь селились и дипломатические работники, связанные с римской курией, учредившей в этом районе свою Канцелярию. Один из лучших палаццо Ренессанса — Палаццо Канчелерия поражает своим масштабом, совершенством пропорций и отделки фасадов . Дворец был построен в конце XV в. группой архитекторов, среди которых был и Браманте. Римский понтифик разместил здесь Апостолическую канцелярию. С суровым и монументальным наружным обликом дворца и геометрически выверенным фасадом из травертина с двумя изящными порталами контрастируют роскошные интерьеры. Это учреждение на протяжении веков всегда оставалось официальным зданием.

С устройством в XVII в. ансамбля площади Навона с тремя барочными фонтанами и Церковью Сант Аньезе ин Агоне квартал окончательно приобрел свой нынешний облик. Площадь Навона по праву считается одной из самых знаменитых площадей в мире. Она издревле — еще с I в. — служила для различных игрищ и развлечений. Сегодня здесь бойко идет торговля картинами и поделками местных художников, вокруг пышных барочных фонтанов кольцом сомкнулись дома, где располагаются дорогие отели и жилые апартаменты. На мостовой раскинулись летние кафе. За фонтаном «Нептун», названным так по украшающей его бассейн статуе морского божества, в одном из жилых домов на первом этаже находится скромный офис банка Credito Italiano .

Из районов, издревле известных активной торгово-финансовой деятельностью, попадаем в центр западного христианства и столицу католичества — Ватикан. Являясь с XIV в. основной резиденцией Папы Римского, Ватикан в 1929 г. получил статус города-государства. Ватикан имеет свой собственный банк, выпускает свою монету, марки, имеет радиостанцию и издает ежедневную газету. Папская резиденция утопает в зелени Ватиканских садов — хорошо сохранившихся образцов итальянского сада XVI в. . За порядком здесь следит знаменитый корпус швейцарской гвардии, учрежденный в 1506 г., а также особая полиция . Помимо папской резиденции, в Ватиканских дворцах находятся несметные сокровища — здесь расположена богатейшая коллекция произведений искусства самых различных эпох — от античности до современности. Дворцы соединены переходами и внутренними дворами с главным храмом папского государства — Собором Св. Петра .

Христианская базилика апостола Петра была построена еще в IV в. императором Константином в память о первом епископе Рима, казненном на этом месте.

Облик одного из самых больших и известных в мире христианских храмов — Собора св. Петра — формировался на протяжении столетий. В его строительстве и оформлении интерьеров участвовали великие мастера эпохи Возрождения — Браманте, Микеланджело, Рафаэль . Колоннаду, окаймляющую площадь перед Собором, построил гений барокко Бернини.

От площади Святого Петра в эпоху Муссолини была проложена улица Примирения (Виа Кончильяционе), которая ведет к Замку Ангела. Несмотря на монументальную холодность, она предлагает непревзойденную перспективу на Собор святого Петра и купол Микеланджело . Эта широкая улица, где гораздо больше туристов и паломников, нежели транспорта, застроена зданиями небольшой этажности. Недалеко от Собора расположено строгое кирпичное здание в четыре этажа — офис Banca di Roma . Чуть далее красуется изысканная барочная церковь ордена кармелитов. Рядом с церковью в здании строгой архитектуры середины XX в. — банк Credito Italiano .

Вокруг Ватиканского холма — изобилие банков. На площадь Рисорджименто выходят фасады нескольких крупных государственных и коммерческих банков, а в самом ее центре размещены яркие кабины мобильных банковских офисов. На улице папы Льва IV под самыми крепостными стенами, окружающими Ватикан, в облицованном травертином нижнем ярусе шестиэтажного здания расположен Banca Commerciale Italiana . Современная архитектура фасадов и интерьера банка, казалось бы, никак не реагирует на столь значимое соседство, если бы не образ богоматери, украшающий скошенный угол здания. На этой же улице другой крупный государственный банк — Banca Nacionale del Lavoro. Его отделения занимают нижние этажи нескольких зданий; одно из них — из стекла и бетона построено в стиле функционализма 60—70-х гг. XX в. . Неподалеку в нижних этажах жилого дома расположено другое отделение этого банка . Рядом — мобильный банковский офис Banca di Roma привлекает клиентов своей яркой отделкой.

История папства насчитывает полтора тысячелетия. Ни одна из европейских монархий не может похвастаться такой длительной властью, мощью, влиянием и богатством. За это время сменилось множество понтификов различных характеров и наклонностей, но за редкими исключениями все они увековечили себя в архитектуре Вечного города. Рим Средних веков и эпохи Ренессанса представляет собой законченное выражение влияния папства на градостроительство и архитектуру, как религиозную, так и светскую. Сегодня обе эти ипостаси сосуществуют вполне мирно и гармонично. С шумными улицами, вдоль которых разместились многочисленные банки, крупные магазины и богатые рестораны, соседствуют зеленые парки и укромные монастырские сады . То и другое прекрасно сочетается в образе Вечного города и ритме жизни его жителей.

Инна Дианова-Клокова

Статьи, интервью, публикации