Компания Financial Network Services (FNS) хорошо известна в мире как один из ведущих поставщиков решений для автоматизации розничного бизнеса. Как стало известно «Банковским технологиям», в ближайшее время она намерена выйти на российский рынок.
Мы не могли оставить незамеченным появление в России нового игрока такого масштаба. Корреспондент журнала встретился с вице-президентом FNS по развитию бизнеса в Европе Питером Ньюманом (Peter Newman) во время его визита в Москву.
«Банковские технологии»: Расскажите немного о компании Financial Network Services (FNS) и ее решениях.
Питер Ньюман: Financial Network Services — австралийская компания с двадцатилетней историей и штатом более чем из 300 сотрудников. Сначала она была частью ИТ-подразделения банка State Bank of New Wales, а 12 лет назад превратилась в самостоятельную фирму. Нашим первым продуктом стала система В@NCS-24. Первая ее инсталляция в одном из новозеландских банков прошла в 1989 г. Система В@NCS-24 остается флагманом серии изделий FNS и по сей день, хотя, разумеется, ее функциональность с тех пор заметно изменилась. Сегодня у нас есть изделия как для розничных, так и корпоративных банков, инструментарий для работы на финансовых рынках, модули поддержки новых каналов доставки банковских услуг и другие решения.
Начав с Австралии и Новой Зеландии, мы постепенно расширяли географию бизнеса. У нас появились клиенты в Юго-Восточной Азии (в Корее, Малайзии, Гонконге и на Филиппинах), затем в 1992 г. мы открыли филиал в г. Дубай (ОАЭ). Пять лет назад у нас появился лондонский офис и целый ряд клиентов в Европе, в том числе и в Восточной Европе — в Польше, Словении и Хорватии. Сегодня мы выходим на рынки стран СНГ, главный из которых — российский.
«Б. Т.»: Какова архитектура В@NCS-24? На каких платформах работает система?
П. Н.: Система работает на самом широком спектре платформ. Мы поддерживаем мейнфреймы (центральные процессоры) IBM, все версии Unix, Linux и Wintel. Круг промышленных СУБД, с которыми может работать система В@NCS-24, также очень широк: DB2, SQL Server, Oracle, Informix и др. Рабочие станции пользователей системы В@NCS-24 используют ОС Windows. Система В@NCS-24 имеет компонентную архитектуру и позволяет автоматизировать все операции современного банка: кредиты, депозиты, инвестиции, ипотеку, операции с кредитными карточками, электронный банкинг и т. д. Подробнее со всей серией изделий В@NCS-24 можно ознакомиться на нашем сайте www.fns.com.au.
Поскольку большинство наших клиентов относилось к категории универсальных банков, мы постепенно расширяли функциональность системы В@NCS-24. Версия, обеспечивающая операции корпоративного банкинга, появилась на рынке в 1995 г. Сегодня она покрывает все аспекты этого направления бизнеса. Наконец, несколько лет назад мы добавили в B@NCS-24 функциональность, связанную с инвестиционными банковскими операциями, и, если выразиться кратко, сегодня FNS предлагает универсальный продукт для автоматизации банковской деятельности, рассчитанный на самый широкий круг клиентов как по масштабам, так и по направлениям бизнеса.
«Б. Т.»: Могли бы вы нарисовать портрет типичного клиента компании FNS? Каким банкам ваша компания адресует свои изделия в первую очередь?
П. Н.: Это сложный вопрос. Критериев, по которым можно сравнивать банки, очень много, однако попробую ответить.
Наш типичный клиент — это универсальный банк с несколькими сотнями отделений, полумиллионом и более счетов, использующий различные каналы доставки услуг. Впрочем, это очень обобщенный образ. Среди наших существующих и будущих клиентов много самых разных банков как по масштабам, так и по характеру бизнеса.
На сегодняшний день система работает более чем в 60 банках в двадцати странах. Самый крупный наш клиент — State Bank of India — имеет более 70 млн счетов и около 17 тыс. отделений по всей Индии.
«Б. Т.»: Почему компания FNS обратила внимание на Россию именно сегодня, хотя многие ваши конкуренты пришли сюда в 1990-х гг. и уже сумели в какой-то степени закрепиться здесь?
П. Н.: Мы понимаем, что банковский ажиотаж в России пришелся на середину 1990-х гг. Однако многих банков, созданных в то время, уже нет, а надежды, которые тогда возлагались на банковский бизнес, оправдались лишь отчасти. Сегодня российский банковский рынок уже можно назвать более зрелым. Перед банками стоят определенные цели, они трезво оценивают собственные возможности и гораздо более осознанно подходят к выбору информационной технологии. Кроме того, перед ними стоит задача перехода на международную систему финансовой отчетности. Так что мы вступаем на рынок с вполне здоровым климатом и видим прекрасные возможности для создания в России клиентской базы FNS.
«Б. Т.»: Как вы оцениваете роль розничного банка в качестве составной части банковского бизнеса в России?
П. Н.: С развитием рынка банковских услуг роль розничных операций всегда возрастает. Россия в этом смысле не исключение. Доходы и расходы населения растут, растет рынок недвижимости (по крайней мере, в больших городах), развивается ипотека. Все это создает благоприятную почву для розничного банкинга, и понимают это не только российские финансовые институты. Например, такое крупное европейское учреждение, как Raiffeisen Bank, уже делает здесь неплохой бизнес, предлагая частные услуги и кредитные карточки. Я точно знаю, что этот банк действует только на рынках, в которых он абсолютно уверен. Так что приход на российский рынок розничных банковских услуг «иностранцев» однозначно говорит о перспективах этого бизнеса в России.
В то же время говорить о том, что розничный банкинг в России вполне развит, пока рано. Число карточек, эмитированных российскими банками, довольно значительно, однако объем операций по ним очень мал; кредитных карточек практически нет; потребительскими кредитами занимаются лишь филиалы банков.
Мы имеем дело с рынком очень перспективным, готовым к старту, но еще сравнительно слабым. Поэтому для нас сейчас особенно важны российские банки, всерьез нацеленные на розницу. В ближайшем будущем и они, и мы вместе с ними имеем шанс сделать успешный бизнес.
«Б. Т.»: Считаете ли вы, что российскими банками будет в полной степени использована та функциональность, которую обеспечивают изделия FNS? Не кажется ли вам, что электронные каналы доставки розничных банковских услуг в итоге окажутся здесь более популярными, чем традиционные?
П. Н.: Как я уже сказал, российский рынок розничных банковских услуг очень молод, и, разумеется, на нем используются лишь основные инструменты. Мы не предполагаем, что кто-то здесь в ближайшем будущем заинтересуется системой В@NCS-24 в полном функциональном варианте.
Что же касается второй части вопроса, то, хотя я не считаю себя крупным специалистом в этой области, мне кажется, что вы преувеличиваете роль новых каналов доставки. В такой стране, как Великобритания, например, компьютеризация и телефонизация населения имеют довольно высокий уровень. Однако исследования и опыт банков говорят о том, что доля розничных операций, совершаемых в традиционных банковских отделениях, пока не сократилась до ранее ожидаемого уровня. В Австралии число электронных банковских операций быстро растет, однако растет и число операций в отделениях. Разумеется, структура филиальных сетей под влиянием электронных каналов меняется. Она подстраивается под концепцию «услуги доступны всегда и всюду» — на смену традиционным банковским филиалам приходят небольшие операционные кассы в супермаркетах и торговых центрах, информационные киоски и полностью автоматизированные филиалы. Во многих случаях люди предпочитают ходить в банк и общаться с живыми банковским служащим, а не с компьютером, поэтому традиционный розничный банкинг еще не собирается умирать.
Если говорить о новых каналах, то перспективы каждого из них значительно зависят от конкретной страны. В Европе особенно бурно развивается телефонный банкинг, что обусловлено широким распространением мобильных телефонов. Не случайно за последние годы здесь так возрос интерес к технологии call-центров.
Если подытожить сказанное выше, можно сказать следующее: сеть доставки розничных банковских услуг становится более сложной и комплексной, но традиционным банковским отделениям в ней по-прежнему отводится важное место.
«Б. Т.»: Насколько мы знаем, партнером FNS в России стала компания «Банковский Производственный Центр» (БПЦ). Почему вы сделали такой выбор? Какова суть взаимоотношений между FNS и БПЦ?
П. Н.: «Банковский Производственный Центр» — удачный партнер для FNS. Во-первых, у этой компании уже имеется приличная клиентская база, во-вторых, специалисты БПЦ отлично знают потребности рынка, и наконец, в-третьих, их изделие SmartVista прекрасно дополняет наше решение, позволяя легко решать все проблемы, связанные с особенностями работы национальных процессинговых и расчетных центров.
У нас есть и вполне конкретные планы работы на российском рынке. Мы проведем ряд встреч с руководством российских банков. А затем, видимо в конце лета, — официальную конференцию совместно с БПЦ. На ней мы собираемся представить нашу продукцию, которая, как нам кажется, может предложить идеальное решение для автоматизации всех направлений банковского бизнеса.
БПЦ не только помогает нам исследовать российский рынок, но и выполняет работу по адаптации наших изделий для России — перевод интерфейсов, конверсию данных и т. п. Интеграция же бэк-офиса В@NCS-24 и уже хорошо известных здесь фронтофисных изделий БПЦ может оказаться мощным способом для продвижения наших решений на рынок. Опыт стыковки нашей системы с изделиями для «администрации карточек» различных поставщиков у нас есть, и мы убеждены, что со SmartVista в этой области проблем не возникнет. Наконец, мы сотрудничаем с БПЦ и в других странах. И мне кажется, что это поможет SmartVista закрепиться на международном рынке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.