Современное управление персоналом это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями. Она складывалась под влиянием реалий деловой жизни развитых стран, и в настоящий момент достигнуто понимание того, что управление персоналом не может быть представлено в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности. В нем находит отражение тот факт, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. Поэтому современное управление персоналом российского банка это, скорее, система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рецептов (Камионский С. А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления/Общ. ред. и предисловие Д. М. Гвишиани. М.: Деловая библиотека «Омскпромстройбанка», 1998).
Основные черты российской фирмы динамичность, многообразие и интегрированность. Не следует полагать, что наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности, в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран, нарастание изменчивости, подвижности и динамичности жизненной среды.
Отечественные неповоротливые структуры управления персоналом в организациях с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на «спокойную» среду, теперь не годятся. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней. Нужны не отделы кадров, а департаменты управления персоналом, основной задачей которых была бы разработка целенаправленной политики работы с персоналом. Только таким образом отечественные банки смогут увеличить свою эффективность и снизить риски последствий преступных действий своих сотрудников.
Бизнес многих отечественных банков многообразен по своей сути. Современное финансовое учреждение взаимодействует с огромным числом различных объектов: акционерами, клиентами, партнерами, фирмами, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т. д., и к каждому из этих объектов нужен свой подход и своя стратегия. В организации появляются новые должности: инспектор по морали, менеджер по персоналу, менеджер по адаптации, специалист по управлению человеческими ресурсами это требует новых принципов управления персоналом. И все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с банком, но и между собой множеством нитей экономических, информационных, политических, моральных, психологических, административных, и постоянно влияют друг на друга. Мы видим, что внешняя среда банка сильно интегрирована. Система управления персоналом организации должна учитывать эти особенности (Воробьев Г. Г. Организационное поведение. М., 2001).
Управление кадровой политикой и человеческими ресурсами на предприятии должно осуществляться из единого центра, только таким образом эффективность банка может быть адекватной. Под таким центром мы предлагаем понимать департамент управления персоналом. Его численность может быть различна, однако рекомендуется соблюдать пропорцию один специалист управления персоналом на 2080 человек персонала.
Перечислим основные цели департамента управления персоналом.
Предлагаемая структура данного департамента представлена на рисунке.
Для эффективного управления персоналом необходимо модифицировать организационную структуру банка предложенным выше образом. Стержневым понятием, пронизывающим весь процесс создания и функционирования гибких, приспосабливающихся структур, является понятие «команды». В это слово управление персоналом вкладывает не привычный для нас смысл «группы профессионалов», а гораздо более глубокое содержание. Команда означает особым образом сформированный и управляемый коллектив, самоорганизующийся и перестраивающийся, реагирующий на любую ситуацию и задачу как единое целое. Департамент управления персоналом должен формироваться преимущественно из людей с базовым психологическим образованием, которые знакомы с реальной спецификой деятельности банковского сектора в России.
Для более четкого понимания дадим представление о наполнении каждого понятия нашей схемы. Сформулируем некоторые общие положения.
Центральный аппарат департамента представляет собой компактную и гибкую структуру. Штатная численность не превышает 67 человек: руководитель, три заместителя и два-три секретаря, обеспечивающих делопроизводство департамента. Задачи этой структуры таковы:
Юридическая группа отдельное подразделение департамента, созданное для поддержки управленческих решений. Оптимальная штатная численность до четырех человек. Рекомендуемая пропорция лиц с высшим юридическим и психологическим образованием по специализации «Юридическая психология» 50 на 50. Задачи:
Группа технического обеспечения отдельное подразделение департамента для поддержки компьютерного оборудования и локальных сетей связи. Оптимальная штатная численность до четырех человек. Задачи:
Отдел приема/увольнения персонала структурное подразделение департамента управления персоналом. Оптимальная штатная численность до 57 человек. Рекомендуемая численность сотрудников с высшим психологическим образованием 80%. Работа отличается высокой ответственностью в плане интерпретации полученных психодиагностических данных. В плане прямого подчинения отдел управляет единым центром тестирования банка компьютерной системой с набором психодиагностических методов для полной диагностики персонала по направлениям: личность, темперамент, интеллект, знания, умения, навыки, мотивы, направленность, актуальное психическое состояние, психологическая защита. Задачи:
Отдел психологического сопровождения/развития структурное подразделение департамента управления персоналом. Оптимальная штатная численность до 10 человек. Рекомендуемая численность сотрудников с высшим психологическим образованием 70%. Необходим персонал с высшим педагогическим образованием 30%. Работа связана с текущим контролем эмоционального и личностного состояния персонала и подготовкой различных программ развития. Задачи:
Отдел эргономики структурное подразделение департамента управления персоналом. Оптимальная штатная численность до четырех человек. Рекомендуемая численность сотрудников с высшим психологическим образованием по специальности «Инженерная психология» 30%. Необходим персонал с высшим психологическим образованием по специализации «Колористика» 25%. Персонал с образованием «Дизайнер интерьера» 25%. Работа предполагает моделирование и создание интерьеров рабочей среды для персонала банка. Задачи:
Отдел индивидуальной/семейной психотерапии структурное подразделение департамента управления персоналом. Оптимальная штатная численность до пяти человек. Рекомендуемая численность сотрудников с высшим психологическим образованием по специальности «Психологическое консультирование» 50%. Необходим персонал с высшим медицинским образованием по специализации «Психиатр» 30%, а также персонал с высшим психологическим образованием по специализации «Психотерапевт» 20%. Работа связана с индивидуальной и семейной психотерапией сотрудников.
Миссия отдела исходит из положения о том, что для эффективной работы в банке у сотрудника должны быть решены все семейные проблемы. В противном случае он будет вести боевые действия дома и отдыхать на работе, что негативным образом будет сказываться на продуктивности его производственной деятельности. Все данные работы строго конфиденциальны. В плане прямого подчинения отдел управляет телефоном доверия это канал для оказания экстренной психологической помощи и поддержки персонала банка и членов их семей. Задачи:
Отдел лояльности/харассмента структурное подразделение департамента управления персоналом. Оптимальная штатная численность до 10 человек. Рекомендуемая численность сотрудников с высшим психологическим образованием по специальности «Юридическая психология» 20%. Персонал с высшим юридическим образованием и специализацией по оперативно-розыскным мероприятиям 40%. Специалисты-аналитики 20%. Персонал со специализацией по контрразведывательным мероприятиям 10%. Персонал с высшим техническим образованием и специализацией по техническим средствам съема информации 10%. Работа данного подразделения связана с обеспечением комплексной безопасности банка от действий собственного персонала.
В плане прямого подчинения отдел управляет телефонами доверия анонимным и реальным. По ним может позвонить любой сотрудник банка и анонимно сообщить о случаях, входящих в компетенцию отдела, в основном это создается с учетом того факта, что большинство жертв сексуальных домогательств или свидетели этих проявлений не готовы на первом этапе заявлять об этом открыто. Реальный телефон создан для того, чтобы заявитель мог обозначить свои координаты. Номера телефонов должны быть известны каждому сотруднику. Каждое обращение фиксируется на пленку, по факту заявления проводится негласное и аккуратное расследование. Задачи:
Отдел предупреждения стрессов/зависимостей структурное подразделение департамента управления персоналом. Оптимальная штатная численность до пяти человек. Рекомендуемая численность сотрудников с высшим психологическим образованием 60%. Персонал с высшим медицинским образованием по специализации «Наркология» 40%. В плане прямого подчинения отдел управляет медицинской группой штатная численность до трех человек. Персонал с высшим медицинским образованием врачи общей практики. Работа отдела состоит в предупреждении и профилактике дистрессов и различного рода зависимостей: никотиновой, алкогольной, наркотической, токсикоманической. Задачи:
Осознание зависимости предприятия от внешней среды и общества, которое развивается по собственным законам, привело к появлению за несколько последних десятилетий новых видов деятельности менеджера по управлению персоналом прогнозирования, стратегического планирования и управления. Суть их заключается в научном познании закономерностей функционирования и развития предприятия и общества, поиске оптимальных средств и целей предприятия, гармонизирующих все затрагиваемые интересы.
Процессы, идущие в цивилизованном обществе, делают предприятие все более сложной системой, поскольку дифференцируются интересы персонала и потребителей продукции, экономическая, политическая и экологическая среда, усиливается взаимовлияние научно-технического прогресса и социально-духовной сферы. По этой причине усложняются и процессы управления персоналом. Возрастает значимость системно-аналитической деятельности, обеспечивающей целостность в развитии предприятия как системы. Не только в деятельности менеджера распорядительные функции заменяются выполнением интеллектуальной роли, но тенденция интеллектуализации характерна в целом для коллектива современного предприятия.
Все эти тенденции все острее проявляются и в социально-экономической жизни России. Поэтому велением времени становится необходимость целенаправленного освоения всего арсенала приемов и методов исследования и управления персоналом в рыночных условиях, овладения системным и ситуационным подходами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека: монополия или конкуренция
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.