«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» - гласит ст. 34 Конституции Российской Федерации.
Действительно, ст. 34, как и ст. 35, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т. е. свободу экономической деятельности, а согласно ст. 35 - частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.
Эти статьи занимают в гл. 2 Конституции РФ особое место, потому что речь в них идет об экономической базе того, что принято называть гражданским обществом, - частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления.
Термин "каждый" в ст. 34 подразумевает широкий спектр субъектов, включающий в себя: граждан России; предпринимателей; семьи и иные общины, занимающиеся коллективным предпринимательством без обретения статуса юридического лица; иностранных граждан; лиц с двойным гражданством; юридических лиц. Эти субъекты равноправны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), их дискриминация не допускается. (См. ч. 2 ст. 19 конституции РФ.)
Другими словами, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Не только личные способности, но и имущество может быть использовано для предпринимательской и иной экономической деятельности. Имущество, как объект гражданского права, представляет собой собирательное понятие, включающее в себя вещи материального мира, деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). (См. ст. 128 Гражданского Кодекса РФ.)
В целях урегулирования реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, у нас еще в 1995 г. принят Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г.). Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Указанный Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Кроме всего прочего, как следует из самого названия, настоящий Федеральный закон определяет положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Одним словом, быть малым предприятием в России достаточно выгодно. Инвестиции в малые предприятия должны давать значительную и быструю отдачу. Вот почему и иностранные предприниматели проявляют повышенный интерес к созданию совместных предприятий на территории России. И вполне обоснованно желают, чтобы предприятия эти были малыми.
Так какое же предприятие может быть признано малым?
В соответствии со ст. 3 обсуждаемого Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Казалось бы, выполняются эти условия, и предприятие может считаться малым, со всеми вытекающими последствиями. Но не тут-то было. У Госналогслужбы на этот счет есть свое, особое мнение. Оказывается, не все и далеко не каждый может создать малое предприятие. Точнее, создать-то может каждый, но вот признают малым не каждое предприятие. Виной тому письмо Госналогслужбы РФ от 11 июля 1996 г. № 06-1-14/8702 "Об отнесении иностранных организаций к субъектам малого предпринимательства". Заметьте, налоговой службе потребовался целый год со дня выхода закона, чтобы "родить" собственное разъяснение. В нем, в частности, говорится следующее:
"В соответствии со ст. 4 Закона субъект малого предпринимательства получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполнительной власти. При этом данное положение в равной степени относится и к малым предприятиям - учредителям других малых предприятий, и к вновь создаваемым малым предприятиям". Это понятно и вопросов не вызывает.
Но далее следует трудно объяснимый вывод: "Таким образом, те иностранные юридические лица, которые хотя формально и отвечают критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по российскому законодательству, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, не могут рассматриваться как малые предприятия по законодательству Российской Федерации". Ну да Бог с ними, с "чистыми" иностранцами. Но за что наших соотечественников бить? Да еще так:
"На основании изложенного, предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства".
Здесь позвольте не согласиться. Особенно в той части, где речь идет о нескольких учредителях - иностранных юридических лицах, если доля каждого из них в уставном капитале вновь созданного предприятия не превышает 25%. Ведь на практике нередки случаи, когда учредителями российского предприятия являются три и более иностранных юридических лица. Их совокупный вклад в уставный капитал, конечно, может превышать установленные 25%, но каждый вносит гораздо меньший.
Вероятно, можно было бы и не спорить с налоговиками, забыть за давностью лет их письмо. Но вряд ли забудут о нем работники территориальных управлений Министерства по налогам и сборам.
Что же делать в сложившейся ситуации тем, кто хочет создать малое предприятие совместно с иностранцами? В качестве партнеров и учредителей малого предприятия привлекать иностранцев - физических лиц. Ибо Госналогслужба глубоко убеждена, что "предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются физические лица - граждане иностранных государств, должны рассматриваться как малые предприятия".
А еще, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться законом.
Во-первых, ст. 3 Закона (см. выше). И помнить положения ст. 4, где говорится, что "субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством". И далее: "Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
А еще - перед законом и судом все равны!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.