«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» - гласит ст. 34 Конституции Российской Федерации.
Действительно, ст. 34, как и ст. 35, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т. е. свободу экономической деятельности, а согласно ст. 35 - частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.
Эти статьи занимают в гл. 2 Конституции РФ особое место, потому что речь в них идет об экономической базе того, что принято называть гражданским обществом, - частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления.
Термин "каждый" в ст. 34 подразумевает широкий спектр субъектов, включающий в себя: граждан России; предпринимателей; семьи и иные общины, занимающиеся коллективным предпринимательством без обретения статуса юридического лица; иностранных граждан; лиц с двойным гражданством; юридических лиц. Эти субъекты равноправны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), их дискриминация не допускается. (См. ч. 2 ст. 19 конституции РФ.)
Другими словами, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Не только личные способности, но и имущество может быть использовано для предпринимательской и иной экономической деятельности. Имущество, как объект гражданского права, представляет собой собирательное понятие, включающее в себя вещи материального мира, деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). (См. ст. 128 Гражданского Кодекса РФ.)
В целях урегулирования реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, у нас еще в 1995 г. принят Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г.). Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Указанный Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Кроме всего прочего, как следует из самого названия, настоящий Федеральный закон определяет положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Одним словом, быть малым предприятием в России достаточно выгодно. Инвестиции в малые предприятия должны давать значительную и быструю отдачу. Вот почему и иностранные предприниматели проявляют повышенный интерес к созданию совместных предприятий на территории России. И вполне обоснованно желают, чтобы предприятия эти были малыми.
Так какое же предприятие может быть признано малым?
В соответствии со ст. 3 обсуждаемого Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Казалось бы, выполняются эти условия, и предприятие может считаться малым, со всеми вытекающими последствиями. Но не тут-то было. У Госналогслужбы на этот счет есть свое, особое мнение. Оказывается, не все и далеко не каждый может создать малое предприятие. Точнее, создать-то может каждый, но вот признают малым не каждое предприятие. Виной тому письмо Госналогслужбы РФ от 11 июля 1996 г. № 06-1-14/8702 "Об отнесении иностранных организаций к субъектам малого предпринимательства". Заметьте, налоговой службе потребовался целый год со дня выхода закона, чтобы "родить" собственное разъяснение. В нем, в частности, говорится следующее:
"В соответствии со ст. 4 Закона субъект малого предпринимательства получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполнительной власти. При этом данное положение в равной степени относится и к малым предприятиям - учредителям других малых предприятий, и к вновь создаваемым малым предприятиям". Это понятно и вопросов не вызывает.
Но далее следует трудно объяснимый вывод: "Таким образом, те иностранные юридические лица, которые хотя формально и отвечают критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по российскому законодательству, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, не могут рассматриваться как малые предприятия по законодательству Российской Федерации". Ну да Бог с ними, с "чистыми" иностранцами. Но за что наших соотечественников бить? Да еще так:
"На основании изложенного, предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства".
Здесь позвольте не согласиться. Особенно в той части, где речь идет о нескольких учредителях - иностранных юридических лицах, если доля каждого из них в уставном капитале вновь созданного предприятия не превышает 25%. Ведь на практике нередки случаи, когда учредителями российского предприятия являются три и более иностранных юридических лица. Их совокупный вклад в уставный капитал, конечно, может превышать установленные 25%, но каждый вносит гораздо меньший.
Вероятно, можно было бы и не спорить с налоговиками, забыть за давностью лет их письмо. Но вряд ли забудут о нем работники территориальных управлений Министерства по налогам и сборам.
Что же делать в сложившейся ситуации тем, кто хочет создать малое предприятие совместно с иностранцами? В качестве партнеров и учредителей малого предприятия привлекать иностранцев - физических лиц. Ибо Госналогслужба глубоко убеждена, что "предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются физические лица - граждане иностранных государств, должны рассматриваться как малые предприятия".
А еще, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться законом.
Во-первых, ст. 3 Закона (см. выше). И помнить положения ст. 4, где говорится, что "субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством". И далее: "Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
А еще - перед законом и судом все равны!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.