В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Фирма "Кворум" — завод по производству программных продуктов

Фирма «Кворум», один из лидеров российского рынка банковских информационных технологий, провела 24 января 2001 г. пресс-конференцию, посвященную итогам работы фирмы в 2000 г. и тенденциям развития российского рынка банковской автоматизации в ближайшем будущем.

В пресс-конференции приняли участие директор фирмы «Кворум» Андрей Виноградов, заместитель директора, руководитель направления «Информационные технологии для банковской деятельности» Кирилл Кибалко, начальник отдела продаж фирмы «Кворум» Вадим Бондарев, заместитель председателя правления Московского кредитного банка Игорь Хрилев и начальник управления технологий и автоматизации Московского кредитного банка Аркадий Затуловский.

Подводя итоги работы фирмы «Кворум» за 2000 г., Вадим Бондарев отметил, что в 2000 г. на рынке программных продуктов четко прослеживалась тенденция, отмеченная аналитиками фирмы «Кворум» более года назад, — происходит переход от продаж тиражного программного обеспечения к продажам услуг (консалтинг, обучение, разработка индивидуальных ИТ-решений для каждого банка в отдельности, сопровождение).

Правильно оценив перспективы развития рынка, фирма «Кворум» сконцентрировала усилия в этом направлении. Результатом стало увеличение оборота фирмы в 2000 г. до 4,7 млн долл., что на 20,5% выше аналогичного показателя 1999 г.

При этом доходы фирмы в 2000 г. распределились следующим образом:

В результате предпринятых усилий доля заказных проектов за минувший год выросла в три раза и составила 1,5 млн долл.

Среди наиболее значительных заказных проектов можно выделить следующие:

Рост объема заказных проектов обусловлен, с одной стороны, тем, что клиенты видят в фирме «Кворум» надежного стратегического ИТ-партнера, а с другой — тем, что система «Кворум» является платформой, открытой для интеграции новых (в том числе и чужих) решений. В настоящее время в нее входят 40 модулей, автоматизирующих различные аспекты деятельности банка.

Несмотря на относительное затишье на рынке автоматизированных банковских систем, за минувший год число клиентов фирмы «Кворум» выросло со 160 до 172 банков. Среди новых клиентов интересно отметить Российский банк развития, являющийся банком со 100%-ным участием государственного капитала. Тендер на комплексную автоматизацию данного кредитного учреждения был выигран фирмой «Кворум» в мае 2000 г.

Прошедший год охарактеризовался повышенным интересом со стороны клиентов фирмы к замене платформы системы «Кворум» с Btrieve (Pervasive SQL) на Oracle. Это объясняется не только несомненными преимуществами СУБД Oracle, но и более развитой функциональностью самой системы «Кворум» на этой платформе.

Первым в ряду подобных проектов стало внедрение системы «Кворум» на базе Oracle в Московском кредитном банке (МКБ). Не вызывает сомнений тот факт, что 2001 г. ознаменуется массовым переходом клиентов фирмы на систему «Кворум» на платформе Oracle. На данный момент речь может идти о 25—30 инсталляциях.

К числу решений фирмы «Кворум», пользовавшихся популярностью на рынке в 2000 г., можно отнести также программный комплекс «Кворум-RAS» (Remote Access Service). Комплекс обеспечивает работу автоматизированной банковской системы «Кворум» в трехзвенной архитектуре. С его помощью банки с разветвленной сетью филиалов и отделений могут объединить все удаленные подразделения в единое информационное пространство и обеспечить их работу в режиме реального времени даже с помощью обычных коммутируемых линий.

По прогнозам фирмы «Кворум», наиболее популярным из ее новых решений в 2001 г. станет система Customer Relationship Management, позволяющая автоматизировать деятельность банковских управлений по работе с клиентами. Аналитики фирмы ожидают, что уже в ближайшее время будет произведено порядка 8—10 инсталляций системы. Не меньшее внимание обещает привлечь к себе новая версия системы InternetBanking. К настоящему времени заинтересованность в этом решении выразили более 20 банков.

Как рассказал в своем докладе «Стратегическое партнерство разработчика и банка — политика нового столетия» начальник управления технологий и автоматизации МКБ Аркадий Затуловский, перевод системы «Кворум» на новую СУБД дал банку надежную технологическую платформу, обеспечившую возможность дальнейшего развития ИТ банка, который первым завершил подобный проект.

Стратегия автоматизации Московского кредитного банка была разработана в 1999 г. В основе банковской системы должно лежать ядро системы «Кворум», а вокруг него — дополнительные модули, разработанные авторами системы «Кворум», специалистами из других фирм, а также силами сотрудников МКБ. Замена решений на Btrieve решениями на Oracle при содействии фирмы «Кворум» происходила с февраля по август 2000 г., при этом менялись даже базовые алгоритмы — отчеты и процедуры, связанные с документооборотом (критические — сразу, остальные постепенно). В июне была завершена поставка новой системы и начато тестирование. С 21 августа 2000 г. банк заработал на новой версии системы «Кворум». В то же время для пользователей системы ничего не изменилось.

Говоря о работах по развитию ИТ в банке, г-н Затуловский отметил, что МКБ закупил для процессингового центра у компании Union Card ПО обработки платежей по пластиковым карточкам. Начали интенсивно использоваться серверы приложений. Летом 2000 г. было создано хранилище данных с десятками аналитических отчетов. В конце 2000 г. в банке приступили к разработке OLAP.

На первое полугодие 2001 г. запланировано внедрение средств отбора данных (data mining). Практически уже автоматизирован анализ кредитного портфеля банка — от получения заявки клиента до выдачи кредита. Как добавил г-н Виноградов, в 2000 г. в Московский кредитный банк пришло 2000 новых клиентов и объем документооборота в банке вырос за год в 3—4 раза.

Однако, несмотря на перспективность предлагаемых тиражных продуктов, аналитики фирмы «Кворум» прогнозируют, что в ближайшие годы спрос на индивидуальные ИТ-решения будет по-прежнему расти.

Опыт тесного сотрудничества с клиентами при реализации заказных проектов показывает, что зачастую банкам требуется не только помощь по разработке программного обеспечения, но и содействие в постановке ИТ в целом. Развивая идею о стратегическом партнерстве с клиентами, фирма «Кворум» выходит на новый уровень взаимодействия с ними. Его суть заключается в разработке ИТ не по факту возникновения «аварийной» потребности, а в ходе планомерного, глубокого взаимодействия с менеджерами банка параллельно с постановкой самого банковского бизнеса; иначе сначала приходится делать технологические заплатки, а потом уже разрабатывать полноценное решение. Фирма «Кворум» не ждет, пока клиент осознает потребности в новых ИТ, но помогает клиенту заранее обнаруживать и удовлетворять эти потребности.

Ключевым элементом такого сотрудничества является куратор клиента. Фирма стремится, чтобы клиент доверял куратору роль главного ИТ-аналитика, наиболее квалифицированного специалиста по развитию ИТ — ведь во многих банках нет подразделений, отвечающих за развитие ИТ. Куратор информирован о планах развития бизнеса клиента. Он помогает банку находить «узкие» места в существующих ИТ, выстраивать новые информационные технологии и выявлять необходимость доработки программного обеспечения. Именно он от лица заказчика координирует работу фирмы «Кворум» и банка, осуществляет рабочее взаимодействие с производственными подразделениями фирмы, которая должна стать главным ИТ-партнером банка.

Успешное выполнение большого объема производственных задач, связанных как с реализацией заказных проектов, так и с развитием тиражных программных продуктов, было бы невозможным без внедрения индустриальной технологии производства. Уже много лет фирма «Кворум» выделяла задачу развития внутренних технологических процессов производства ПО как высокоприоритетную.

В дополнение к собственным технологическим наработкам в 2000 г. фирма «Кворум» начала внедрение методологии жизненного цикла ПО — технологии Rational Unified Process (RUP), разработанной фирмой Rational Software, о чем рассказал Кирилл Кибалко в своем выступлении, озаглавленном «Фирма «Кворум» — завод по производству программных продуктов».

Технология RUP охватывает весь цикл разработки программного продукта и содержит глубоко проработанные, пошаговые инструкции для всех участников этого процесса. Ее внедрение уже в 2000 г. позволило уменьшить в среднем на 30% сроки постановки задачи на разработку программного обеспечения и почти исключить необходимость его доработки по результатам сдачи-приемки. В результате исчезли постановщики задач и программисты, остались кодировщики и специалисты по тестированию и документированию программ. Завод по производству ПО выполняет пять последовательных видов работ: моделирование производственных процессов, управление бизнес-процессами, реализация, внедрение и сопровождение ПО.

При этом задание на тестирование ПО пишется одновременно с самим ПО. Раньше постановка задачи занимала много времени, требовалось много итераций для обсуждения ее с заказчиком. Стандартизация этого процесса потребовала правильного его описания, было разработано 50 типовых документов, что помогло сократить время на 30%, обсуждение свелось к одной-двум итерациям. В нынешнем году фирма «Кворум» планирует завершить внедрение новой технологии.

Подводя итог пресс-конференции, Андрей Виноградов высказал свою оценку текущего состояния российского рынка банковской автоматизации и существующих тенденций его развития. По его словам, радужные надежды на Интернет не оправдались — практически Интернет используется как транспортная система и поддержка тонкого «Банк—Клиента». В 2000 г. суммарные затраты банков на ПО (без учета аппаратного обеспечения и сетевого оборудования) составили 70 млн долл., что на 15—20% выше, чем в 1999 г. За пять-шесть лет банк тратит миллионы, десятки миллионов долларов на закупку, развитие и поддержку ПО.

Универсальные решения, как считает г-н Виноградов, отсекают некоторые вещи и поэтому ущербны. К тому же у банков есть ноу-хау, которые они вполне закономерно не хотят никому раскрывать. Для успешной работы фирмы, занимающиеся автоматизацией банковской деятельности, должны стремиться к созданию рынка системной интеграции для банков. Фактически они приходят к идее аутсорсинга, включающего в себя такие виды работ, как консалтинг, создание индивидуальных решений, аудит и прочие ИТ-услуги.

Нужно стремиться не к созданию системы с открытой архитектурой, а к разработке системы с открытым интерфейсом. «Нет плохих систем, — считает Андрей Виноградов, — есть дезинтегрированные решения».


Конечно, у кирпичных домов на первый взгляд есть преимущества перед деревянными.. В наше время существует много различных материалов и технологий для строительства. Но именно деревянные дома по-прежнему выглядят предпочтительнее. Они, конечно же, гораздо лучше с точки зрения экологии, ведь материал натуральный.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации