Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

«Ва-Банк XL» — новое решение ФОРС для средних банков

Цель настоящей статьи — описать основные концепции, закладываемые нами в эту новую разработку, и показать, как этот проект будет отвечать на требования сегмента рынка, которому он адресован.

Ожидания средних банков

Итак, каковы ожидания рынка в средней его нише? Выше мы говорили, что для средних банков основной смысл автоматизации состоит в том, чтобы связать воедино все сферы своей деятельности посредством внедрения единой интегрированной АБС, поддерживающей сквозную технологию работы. Говоря о сквозной технологии работы, мы имеем в виду весь персонал банка, а не только бухгалтерию. При этом, коль скоро мы говорим о средних по размеру банках, то нам следует различать четыре основные группы пользователей, а именно:

Каждая из этих групп имеет собственные представления о назначении автоматизации и свой набор требований к интегрированной АБС, и если говорить о сквозной технологии, то необходимо обеспечить в той или иной мере совокупность всех этих требований. Ниже мы проанализируем требования перечисленных четырех категорий пользователей, выделяя при этом требования к архитектуре АБС, требования к технологии выполнения операций, и требования, касающиеся возможностей анализа данных. (Существуют еще и требования к функциональности, но их-то как раз анализировать бессмысленно, поскольку вся мыслимая функциональность в нише средних банков является заведомо востребованной.) Итак, попытаемся понять, какой же смысл вкладывают в слова «архитектура», «технология» и «анализ» различные категории пользователей.

С автоматизаторами все достаточно просто. Основным архитектурным требованием для них является наращиваемость системы и ее стыкуемость «со всем и вся» (стыковать-то придется им). Технологии понимаются ими не иначе как использование передовых средств разработки: реляционная СУБД, графический инструментарий, Интернет. Это тоже объяснимо — любой ИТ-специалист стремится поддерживать свою квалификацию на должном уровне. Наконец, возможности анализа информации для них неотделимы от концепции хранилищ данных и форматов многомерного куба.

Бизнес-специалисты, как ни странно, не являются профанами ни в архитектуре, ни в технологиях, ни в анализе. Это связано, очевидно, с тем, что среди них часто встречаются люди, которые раньше имели то или иное отношение к программированию. Синтез присущей им базовой культуры в области компьютеризации и ощущаемых ими ежедневно потребностей реального бизнеса, где во главе угла, разумеется, стоит фигура клиента, приводит их к клиентоцентрической модели АБС. Это отражается во всем. В частности, от архитектуры они требуют поддержки территориально распределенного бизнеса, чтобы любимый клиент, даже будучи «размазанным» по филиалам, был виден весь «целиком» и мог быть обслужен в любом из банковских офисов. Технологичность они понимают как быстрое создание (желательно посредством настроек) и вывод на рынок произвольных новых продуктов (клиент не должен дожидаться, пока банк формализует и поставит на поток ту услугу, которая ему сейчас необходима). Наконец, анализ для бизнес-специалистов — это прежде всего анализ клиентской базы (как имеющейся, так и потенциальной), включая транзакционную историю, доходность клиентов и взаимоотношения между клиентами и их группами (все эти вопросы более или менее полно охватываются концепцией CRM, Customer Relationship Management).

Специалисты учетно-аналитических подразделений (в просторечии — бухгалтеры) в архитектуре, как правило, не сильны, однако это не означает, что у них нет требований, архитектурных по своей природе. Именно таким требованием является повсеместно присущее этой группе стремление вести параллельно несколько учетов (официальный российский — для ЦБ, международный — для аудиторов и инвесторов, неофициальный внутренний — для себя, аналитический — для плановиков и экономистов и т. д.). Проблема эта в рамках повсеместно используемых полуручных методов требует по меньшей мере удесятерения численности бухгалтеров (не говоря уже о взаимной реконсилляции данных из разных учетных пластов) и, естественно, в лоб не решается. Но если в русле традиционных методов эта задача неразрешима, то тем хуже для этих методов. Достаточно сделать шаг по направлению к автогенерации бухгалтерских записей, как тут же обнаружится мощь этого метода. Действительно, если какое-то событие вызывает автогенерацию одного набора бухгалтерских учетных записей, то ничто не мешает одновременно генерировать второй, третий и четвертый наборы (были бы только заданы соответствующие шаблоны). Таким образом, архитектурное требование множественности учетов (не путать с обычной множественностью планов счетов, когда через все эти планы проходят одни и те же проводки) неумолимо приводит нас к технологическому по своей природе требованию автоматической генерации бухгалтерских записей по заранее заданным шаблонам. Работники учетно-аналитических подразделений, разумеется, больше других знают о реальных нуждах банка в сфере анализа. Однако сложность ситуации заключается в том, что обобщить эти потребности, абстрагируясь от бесконечного множества конкретных отчетно-аналитических форм, им, как правило, не удается.

Детальное исследование этих потребностей привело нас к выводу, что идеальное средство анализа мыслится ими как возможность получать быстрые ответы на любые нерегламентированные запросы типа «наши комиссионные доходы за прошлую неделю от операций по покупке/продаже ценных бумаг по запросам клиентской группы, представляющей металлургическую отрасль». Пытаться разработать совокупность отчетов, охватывающих возможную сферу запросов — заведомо гиблое дело. Они и сами это понимают и поэтому все как один требуют так называемый гибкий генератор отчетов. При этом им невдомек, что любой генератор требует владения формализованным представлением данных (при отходе от этого принципа моментально теряется вся гибкость и универсальность инструмента). Сама по себе эта проблема весьма нетривиальна и далее мы расскажем, как именно собираемся ее решать.

Наконец, высший менеджмент имеет свои требования к автоматизации, обусловленные его руководящим положением. Так, в глазах любого руководителя анализ — это прежде всего анализ эффективности деятельности различных подразделений вверенного ему хозяйства. Именно поэтому все как один руководители средних банков более чем активно интересуются центрами прибыли, а также методиками внутрихозяйственного хозрасчета, включая трансфертное ценообразование для нужд внутренней переброски ресурсов. По этой же причине внутренняя бухгалтерия (учет расходов подразделений) также постоянно находится в сфере их внимания. Если говорить о технологиях, то для руководителей это в первую очередь технологии планирования и отслеживания выполнения планов (действительно, очень хотелось бы знать, как именно идет выполнение плана, в чем проблемы и что можно было бы сделать для их устранения). По этой причине высший менеджмент заинтересован (хотя бы в перспективе) в таких механизмах, как прогноз денежного потока, позиции, лимиты, портфели, и т. п. Наконец, слово «архитектура» у них ассоциируется с архитектурой (т. е. построением) бизнеса в целом. Если что-либо в сфере компьютерных технологий и может повлиять на архитектуру в этом понимании, то это Интернет. Кстати, некоторые из высших банковских руководителей это чувствуют и очень активно интересуются всем, что касается Интернет-бизнеса.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации