Споры о необходимости доступа клиентов и персонала банка к банковской информации через глобальные компьютерные сети и, прежде всего, через сеть Интернет в настоящее время утихли. Отрицать значение глобальности и оперативности доступа для контроля над своим счетом или над положением банка в целом уже никто не рискует. Сейчас в этой области достаточно широко обсуждаются следующие проблемы:
В каждом случае, руководствуясь конкретными критериями, проектировщик и разработчик могут выбрать оптимальное решение из спектра доступных. Наша фирма также прошла через решение этих проблем, выбрав в качестве наиболее надежного средства защиты информации микропроцессорную смарт-карточку и стерев грань между локальным и удаленным рабочим местом системы. Любое рабочее место при полном тождестве выполняемых функций может работать как в локальном, так и в удаленном режимах. Эксплуатация системы вполне успешна. Тем не менее в какой-то момент, подталкиваемые настоятельными требованиями клиентов к решению новых для нас задач, мы уперлись в принципиальное ограничение однонаправленной клиент—серверной архитектуры, а именно в то, что инициатива запроса всегда идет от клиента к серверу.
Пользователи каждого из рабочих мест нашего комплекса в тех или иных случаях вынуждены были временно или постоянно выполнять свои обязанности в удаленном от банковского сервера режиме. И для каждой из категорий наших пользователей всегда возникала необходимость получать информацию о каком-либо событии сразу после того, как это событие произошло.
Рассмотрим несколько реальных ситуаций, возникающих по ходу работы банка с развитыми возможностями удаленного доступа:
Из этих и некоторых других ситуаций, имеющих место в реальности, было выделено несколько конкретных задач:
В соответствии с поставленными задачами сообщения были проклассифицированы по следующим разрезам:
Для решения указанных задач не годятся методы псевдоpush-технологий, основанные на периодическом (с малой длительностью интервала) опросе клиентом сервера из-за излишней загрузки сети при реализации.
Такого рода задачи также практически не решаются в двухслойных клиент—серверных архитектурах. Поэтому была реализована следующая технология обработки сообщений.
Источниками сообщения могут быть различные подсистемы серверного приложения, такие как транзакционный сервер, посылающий сообщение о нарушении нормативных показателей, или, например, подсистема безопасности, обнаружившая попытку несанкционированного доступа, или подсистема обработки сообщений от клиентов, получившая от клиента сообщение для передачи. В любом из этих случаев сообщение попадает в хранилище MSMQ (Microsoft Message Queue Server) на сервере. MSMQ, в свою очередь, переправляет это сообщение с помощью транспортного протокола банковской системы и соответствующих ее компонентов адресатам. Адресатами сообщения, как правило, являются клиенты банковской системы. Впрочем, в некоторых случаях адресатами могут быть другие (или тот же самый) серверы системы.
Использование банковского протокола обусловлено соображениями защиты информации, так как эта проблема решается в целом для банковской системы.
Клиентское приложение, получив сообщение, помещает его в хранилище на клиентском компьютере, откуда оно переправляется компоненте-обработчику сообщения.
Тело сообщения представляет собой текстовый поток в формате XML (Extended Mark Up Language), что облегчает и унифицирует обработку сообщения.
К настоящему времени реализовано несколько способов обработки полученного клиентским приложением сообщения. Первый способ — увеличение счетчика сообщений определенного типа в иконке в статусной строке клиентского приложения. Именно так операционист отслеживает количество платежей, ждущих его подтверждения или обработки. Второй способ — немедленное высвечивание сообщения на экране с соответствующим звуковым сигналом. Именно так приходится поступать при получении сообщения о попытке несанкционированного доступа. И, наконец, третий вариант — показ сообщения адресату с предложением выбора из меню тех или иных действий.
Хотелось бы остановиться на нескольких запланированных в перспективе способах применения описанной технологии обмена сообщениями.
Постольку поскольку сообщение уже попало в очередь на MSMQ, то дальнейшую его доставку и обработку, вообще говоря, необязательно вести средствами банковской системы. Так, нетрудно имеющимися программными средствами реализовать вариант доставки сообщения на пейджер адресата, будь то администратор системы или клиент банка. Есть также возможность огласовки сообщения и посылки его либо напрямую, либо через голосовую почту на обычный или мобильный телефон адресата.
Второе перспективное направление описанной технологии состоит в обмене сообщениями между серверами системы. Получив возможность обмена информацией о происшедших событиях, мы можем организовать синхронный обмен платежами между филиалами и головным офисом. Есть достаточно серьезное возражение, что того же самого эффекта можно добиться с помощью хорошо известного механизма репликации. Тем не менее программно-управляемый механизм обмена информации о событиях оказывается богаче. Так, например, обмениваясь сообщениями о происшедших транзакциях между двумя серверами, мы можем на одном сервере вести реальный учет, а на другом в полностью автоматическом режиме вести учет в некоторой экспериментальной модели, с другой политикой учета, другим планом бухгалтерских счетов, другими сценариями транзакций и т. д.
В заключение скажем, что, ощутив на своем опыте, насколько обогащается система при реализации механизма push-технологий, и мы, и наши клиенты уже не представляем своей работы без этого механизма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Лучше банка может быть только… брокер!
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.