Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими организациями.
При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:
Кроме того, выделяют индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость формируется в конкретной организации и обусловливается конкретными условиями, в которых она действует.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда.
Анализ себестоимости продукции, работ, услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выяснить выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Различают плановую, нормативную и отчетную калькуляции. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной — по действующим в данной организации нормам. Нормативная себестоимость, в отличие от плановой, в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно.
Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделия и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
В хозяйственной практике организации планируют и учитывают основные показатели себестоимости:
Задачи анализа себестоимости продукции включают:
Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме.
1.Определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана.
2.Проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат:
Анализ по этим статьям проводится отдельно. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру.
3.Определяется уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводятся анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень. Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции является обобщающим. Выполнение плана по этому показателю анализируют путем сравнения фактических затрат в ценах, предусмотренных в плановых расчетах за отчетный период, с плановыми затратами.
К достоинствам этого показателя относят:
Однако взятый в чистом виде показатель не отражает действительного снижения или повышения себестоимости, поскольку на его величину влияют и факторы, не зависящие от качества работы коллектива предприятия. Поэтому для правильной оценки результатов в процессе анализа необходимо выявить действие как субъективных, так и объективных факторов, взаимосвязь которых отражает модель факторной системы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека: монополия или конкуренция
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.