Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Новости


Отмывать «грязные» деньги в прозрачном финансовом потоке становится все сложнее.

 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В связи с этим событием состоялась пресс-конференция с участием заместителя председателя Центрального банка РФ Виктора МЕЛЬНИКОВА, руководителя консалтинговой фирмы «Банки, финансы, инвестиции», члена экспертного Совета по банковской деятельности и валютным рынкам Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра ХАНДРУЕВА, президента Ассоциации российских банков Сергея ЕГОРОВА.

 Виктор Мельников отметил, что робота по подготовке Центральным банком внутренних документов, направленных на противодействие отмыванию преступных денег, была начата задолго до принятия федерального закона. Этот опыт, а также помощь специалистов международных коммерческих банков и были использованы при работе над законопроектом. В свою очередь, все документы базировались на 40 рекомендациях FA1F — международной организации, координирующей деятельность по пресечению легализации доходов, полученных преступным путем.

Честному бизнесу бояться нечего.

Необходимость принятия закона была вызвана рядом существенных причин. Во-первых, случалось, что западные банки отказывались открывать корсчета российских банков из-за отсутствия в России упомянутого законодательства. Поэтому для дальнейшего развития внешнеэкономических отношений следовало привести работу отечественных банков в соответствие с международными требованиями. Во-вторых, расширение самого круга источников криминальных средств: кроме торговли оружием, наркотиками, проституции к ним добавился еще и терроризм.

Закон внес в список 15 признаков (для сравнения — в Италии их 37, в Болгарии — 26), по одному из которых операция с денежными средствами или иным имуществом на сумму от 600 тыс. руб. должна будет подвергнуться обязательному контролю, т.е. сведения о ней будут переданы в специальный уполномоченный орган — Комитет РФ по финансовому мониторингу. На пресс-конференции было отмечено, что в первую очередь надо учитывать те основания, по которым и предлагается документально фиксировать информацию при внутреннем контроле. А это, напомним:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что цель их осуществления — уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Виктор Мельников отметил, что анализ сентябрьских событий в Нью-Йорке показал, что финансирование теракта проводилось небольшими трансакциями. Кроме того, в международной практике уже есть случаи, когда преступники использовали также различные благотворительные фонды с вполне нормальной репутацией. Принятый закон и призван отслеживать именно нехарактерные операции, которые требуют дополнительной проверки «на чистоту» переводимых финансовых средств.

Конфиденциальность гарантируется.

Большое внимание было уделено обучению работников банков, в том числе и их психологической подготовке. Были проведены двухдневные семинары, в которых приняли участие около 1 500 человек. «Во всяком случае, — отметил Виктор Мельников, — по одному специалисту каждый банк иметь будет». Кроме того, как заявил Сергей Егоров, при Ассоциации планируется открыть постоянно действующие курсы по обучению специалистов данного профиля.
По закону информация должна поступать на следующий день после совершения сделки. Насколько готова к этому российская банковская система? В конце января были проведены контрольные испытания.

Результаты превзошли все ожидания. В первый день была передана информация в объеме 2,3 Мбайта, во второй — 4 Мбайт. Доля Москвы и Санкт-Петербурга составила 70% По выражению электронщиков, система «приведена в боевой режим».

Количество закодированных операций Центробанку неизвестно, так как информация носит конфиденциальный характер и обеспечена двухуровневой криптозащитой. Центробанк никакого доступа к передаваемой информации не имеет, он лишь предоставляет свои каналы связи для передачи данных. Информация дешифруется и распаковывается лишь в самом Комитете по финансовому мониторингу. Утечка или разглашение информации строго преследуется по закону.

В то же время может возникнуть сомнение, а не является ли данный закон посягательством на коммерческую и банковскую тайны? Сам закон утверждает, что нет. Пояснение внесли и участники пресс-конференции: «Понятие банковской тайны было сформировано в течение последних нескольких столетий. Но времена меняются. Государство и общество должны пресечь пути легализации средств, полученных преступным путем, и вводить подобные законы. Надо различать понятие «утечки» и «прозрачности» информации».

В Гонконге на недавнем пленарном заседании FATF были заслушаны доклады стран из «черного» списка о мерах, которые они предпринимают для пресечения легализации средств, полученных криминальным путем. Увы, пока  Россия в этот «черный» список входит. Поэтому меры, принимаемые нашей страной, были встречены с большим одобрением. Участники заседания отметили как саму методологию, так и высокую степень информатизации всего процесса, что обеспечивает высокую оперативность.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации