Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Новости


О теории и практике исламского банковского дела.

После нью-йоркской трагедии финансовые институты, содержащие в своем названии слово «исламский», попали под подозрение в оказании поддержки террористам. Есть ли для этого основания? Книга "Теория и практика исламского банковского дела" (автор - Журавлев А.Ю.) дает однозначный ответ «нет», впрочем, этот ответ она дает как бы невзначай, поскольку носит не полемический, а прикладной характер. Рассматривая феномен исламского банкинга преимущественно в его эталонных формах, она знакомит читателя с общими принципами построения и основными особенностями деятельности финансовых институтов, функционирующих в соответствии с мусульманскими экономическими технологиями.

В силу специфики предмета автор немало места уделяет рассмотрению концептуальных начал исламской экономики, основам исламских экономических воззрений. Ислам не отменил известные законы хозяйственной жизни и не ввел новые. Для автора, следующего за точкой зрения мусульманских ученых, это такой же нонсенс, как христианская периодическая таблица или буддистский закон гравитации. И все же исламская модель отличается от общепринятой, поскольку соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса, не отменяя того обстоятельства, что ислам поощряет коммерцию и предпринимательство, но с оговоркой о необходимости не нанести ущерб благу общества. В этом смысле исламская экономика предстает как вариант этической экономики и экономики «третьего пути».

Наиболее очевидным проявлением данного фактора в исламской модели выступает постулат о греховности ссудного процента (именуемого «риба») и, следовательно, невозможности продавать и покупать деньги как товар. Это, говоря коротко, та мировоззренческая и техническая основа, на которой зиждется банковское дело по-исламски. Предположение, что такой механизм обрекает финансовые операции на убыточность, а проводящие их институты - на вымирание, не подтверждается жизнью.

Книга излагает историю возникновения исламского банкинга в его современном виде начиная со скромных попыток середины 60-х гг. и «большого взрыва» середины 70-х. За это время исламское банковское движение привело к возникновению около 200 работающих на непроцентной основе финансовых учреждений в 40 странах (не только мусульманских), включая Россию. Это преимущественно сравнительно небольшие организации, в основном ориентированные на внутренние рынки своих стран. Из примерно 185 млрд долл. их совокупных активов в международных трансакциях задействовано только порядка 30 млрд. Из них около 60% приходится на средства, размещенные через рынок краткосрочных денежных ресурсов в западных банках и корпорациях, 10 - на краткосрочное торговое финансирование, 20 - на долгосрочное проектное финансирование, еще 10% - вложения в инвестиционные портфели и фонды.

Вопросы вызывает капитализация исламских банков, хотя это проблема едва ли не всех развивающихся экономик. В то же время приводимые сопоставления финансовых коэффициентов исламских и обычных (conventional) банков оказываются в пользу первых. Если соотношение капитала и активов во второй половине 90-х гг. у первой мировой банковской десятки было 4,8%, то у первой исламской десятки - 9,7%. Рентабельность капитала составляла, соответственно, 16,1% и 23,2%, рентабельность активов - 0,9% и 1,2%.

Между тем, констатирует автор, всемирная гегемония процента не могла не наложить отпечатка на финансовую практику мусульманских стран. Идея приемлемости процента глубоко укоренилась среди профессиональных финансистов и государственных деятелей, а также в общественном мнении. Большая часть исламских банков базируется в государствах, сохраняющих, условно говоря, западные формы организации хозяйственной жизни. Поэтому данные финансовые учреждения (кроме Ирана, Пакистана, Судана) занимают в своих национальных финансовых системах анклавное положение. Хотя лидеры по части развития исламского финансового сектора, например Бахрейн и Малайзия, активно работают над созданием юридических и операционных условий, учитывающих особенности этого типа бизнеса.

В монографии А. Журавлева читатель найдет много интересных сведений об исламском банковском деле. Интересно это будет, по-видимому, и профессиональным финансистам.

Юрий Терехов.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации